Автор: Леонид Войханский
(lvoykhansky@gmail.com)
Парадный портрет М.С. Воронцова в Военной галерее героев 1812 г. в Зимнем дворце Санкт-Петербурга
Фото из статьи
О таких историях и людях необходимо помнить. Каждый год 29 сентября в Киеве отмечается траурный день расстрела евреев немецкими фашистами в Бабьем Яру в 1941 году, во время которого было убито 33.771 человек. Этим событием начался европейский Холокост, а конец ему был положен 27 января 1945 г. освобождением советскими войсками концентрационного лагеря смерти в Освенциме (Аушвиц-Биркенау, Польша). Этот день установлен ООН как Международный день памяти жертв Холокоста. Официально считается, что за период Холокоста погибло 6 миллионов евреев.
Углубляясь в историю и вспоминая об этом, полезно знать, что в Российской империи в прошлом также была совершена ныне малоизвестная попытка организовать нечто подобное Холокосту, но тогда в стране нашелся благородный, смелый человек, не допустивший совершения этого тягчайшего преступления. О нем нужно знать и чтить его память. Прочесть о нем можно только в малоизвестных документах, а это несправедливо – о таких историях и людях необходимо помнить, изучать и потомкам рассказывать.
Об этом событии и главном его герое, с полным к нему уважением, пойдет речь.
В истории евреев России, густо населявших территорию юго-запада нынешней Украины, Молдавии (Бессарабии) и Крыма в прошлом возникла реальная угроза их почти полного уничтожения.
В начале 40-х годов 19-го столетия, то есть 200 лет назад, по предложению министерства государственных имуществ России, одобренному императором Николаем Первым, почти все еврейское население подлежало выселению в резервацию далеко на восток, в заволжские безжизненные, полупустынные степи в условия существования, целенаправленно приводящие к вымиранию людей, то есть по нашим современным понятиям царской властью еще в XIX веке планировалось «мероприятие», которое мы теперь называем Холокостом (или геноцидом).
Человеком, открыто и смело выступившим против преступного царского решения, был генерал-губернатор Новороссии, фельдмаршал, полномочный наместник царя в Бессарабии. Увы, в советское время о Михаиле Семеновиче Воронцове основная масса людей судила лишь по пушкинской эпиграмме, а в популярной исторической литературе его выставляли как царского сатрапа, реакционера, крепостника, душителя свободы. Взволнованный судьбой евреев, М.С. Воронцов, рискуя своей карьерой, преодолев сопротивление жены и многих чиновников, обратился к императору Николаю I с представлением.
В этом историческом документе, в частности, говорилось: «Ваше Императорское Величество! Зная, сколь Вы, Государь, изволите интересоваться мнением управляющих отдельными частями империи (т.е. мнением генерал-губернаторов) относительно дел государственных, осмелюсь и считаю долгом определиться в намерениях правительства изменить судьбу еврейского народа. Без излишества опишу нынешнее положение евреев в Новороссийских губерниях, где их пребывание не возбраняется. Указанные евреи вытеснены из Западной Европы и во внутренние губернии России не допущены (черта оседлости Екатерины II). Большая часть их относится к малодостаточным обывателям, принуждена добывать хлеб насущный мелочной торговлей, трудом на казенных землях и ремесленными услугами обывателям».
Далее Воронцовым излагалось мнение министерства государственных имуществ, делившее евреев на «полезных» и «бесполезных». (Как известно, немецкие фашисты использовали этот опыт).
«Смею думать, — продолжает М.С.Воронцов, — что само название «бесполезные» для сотен тысяч обывателей и круто, и несправедливо. Тех, кого власти считают «бесполезными», составит 80 процентов еврейского населения.
Бесчеловечны меры, что указано применить к ним и выслать их из селений и местечек, поселить в одном месте, лишить участия в правах. Смею указать, мой Государь: сии подданные Вашего Величества крайне бедны. Отстранение от обычных занятий обречет их на истребление через нищету и умственное отчаянье. Эта участь падет на людей, ни в чем не провинившихся против России. Наоборот, будучи верными подданными, евреи заслужили полное от правительства доверие. Благоразумие и человеколюбие призывают отказаться от жестокой меры, ибо плач и стенания несчастных будет порицанием правительству и у нас, и за пределами России».
«Смею думать, — резюмирует генерал-губернатор Новороссийского края, — что худые последствия будут неизбежны, если мера сия примется во всей строгости; смею думать, что мера сия и в государственном виде вредна и жестока».
Заканчивает М.С.Воронцов свое представление словами: «Зная, сколь Ваше Императорское Величество благоволите мне, недостойному высокой милости, припадаю к стопам Вашим, Государь, о смягчении судьбы несчастного народа».
На обеде у государя император сказал Воронцову: «Удовлетворил я твое представление, граф, касательно евреев».
Каким образом можно выразить свое восхищение и признательность человеку, совершившему этот самоотверженный поступок и заступившемуся за евреев? Но об этом дальше.
Он смел думать, и результаты этой смелости не могут не восхитить. И нашу признательность можно выразить тем, что мы, потомки спасенных, с благодарностью поддержим от забвения память о нем, и этой публикацией постараемся привлечь внимание к жизни этого замечательного государственного деятеля.
С началом генерал-губернаторства М. С. Воронцова положение еврейской общины в Новороссии значительно улучшилось. Особенно благоприятные условия сложились в Одессе, где еврейское купечество стало играть большую роль в развитии экономики города. Михаил Семенович поддерживал и предпринимательскую деятельность евреев, и их начинания в области культуры.
В течение многих лет М. С. Воронцов поддерживал известного на юге коммерсанта Е. Л. Фейгина. Получив от еврейского общественного деятеля И. И. Тарнополя в подарок книгу об одесских евреях, Михаил Семенович писал ему: «Я спешу поблагодарить Вас от всего моего сердца за эту чрезвычайно интересную присылку, а также благодарю я Вас тоже и за то, что Вы по этому поводу обо мне пишете. Моим долгом и моей нравственной обязанностью было сделать в пользу Ваших единоверцев все то, что от меня зависело, пользуясь при этом содействием почетных горожан одесской еврейской общины. Мне очень приятно сознавать, что то, что было сделано в пользу еврейской общины в Одессе, послужило также примером для других областей России».
Евреи Новороссии были благодарны М.С. Воронцову за его внимательное отношение к их нуждам. 8 сентября 1848 года в Алупке они поднесли ему подарок — «Гимн для приветствия князю Михаилу Семеновичу в день совершившегося юбилея пятидесятилетней службы его сиятельства».
Вот что сообщала Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона (издание 1908-1913 гг.): «Воронцов, Михаил Семенович (князь, 1782-1856) — выдающийся русский государственный деятель, в течение долгих лет (с 1823 года) состоявший новороссийским генерал-губернатором. Воронцов питал к евреям искренние добрые чувства.
Находясь в сношении с представителями одесской еврейской общины, выделявшейся в то время по своему высокому культурному уровню, Воронцов оказывал поддержку всяким начинаниям, направленным к духовному развитию еврейского населения и к поднятию его экономического благосостояния.
Просветительная реформа 40-х годов, вызванная совместной работой гр. Уварова и д-ра Лилиенталя, связана и с именем Воронцова, который вместе с тем стремился к расширению гражданских прав евреев. Об этом свидетельствует его ответное послание (2 ноября 1842 г.) «одесскому еврейскому обществу», в котором, сохраняя осторожность в словах, вызывавшуюся условиями того времени, князь твердо и определенно обещал ходатайствовать перед государем о том, чтобы одновременно с просветительной реформой был улучшен также правовой быт евреев.
Правда, несмотря на свое большое влияние в высших правительственных кругах, Воронцов не мог добиться в этом отношении более или менее крупных результатов — воля Николая I, отрицательно относившегося к евреям, была несокрушима, — все же Воронцов несомненно содействовал смягчению тогдашней репрессивной системы. Губернатор предпринимал «меры для изыскания средств», и «по высокому эстетическому вкусу начертил план синагоги», «прилагал особенное попечение о больнице».
Стараясь поднять значение еврейского населения в глазах русского общества, он добился посещения синагоги императрицею Александрой Федоровной и позже, по его же предложению, император Николай I с наследником престола «осматривал в подробности» еврейские школы и больницу.
Особенное впечатление произвела его записка, посланная министру внутренних дел для доклада государю (1843 г.), в которой он в резких выражениях выступил против предположенного «разбора» евреев на «полезных» и «бесполезных», назвав эту меру крутой и несправедливой; под влиянием этой записки слово «бесполезные» было исключено из официальной переписки; возможно также, что благодаря ей правительство стало относиться к проекту «разбора» столь отрицательно, что даже настойчивость Николая I не могла привести к его
осуществлению».
Углубляясь в историю и вспоминая об этом, полезно знать, что в Российской империи в прошлом также была совершена ныне малоизвестная попытка организовать нечто подобное Холокосту, но тогда в стране нашелся благородный, смелый человек, не допустивший совершить это тягчайшее преступление. О нем нужно знать и чтить его память. Прочесть о нем можно только в малоизвестных документах, а это несправедливо – о таких историях и людях необходимо помнить, изучать и потомкам рассказывать. Об этом событии и главном его герое дальше, с полным к нему уважением, пойдет речь.
Приведенные в прошлом выпуске «РЭ» документы о защите жизненных прав еврейского народа не являются единственными или исключительными — не только русские, татары и евреи, но и греки, армяне, болгары, поляки, молдаване, немцы, шведы, французы, швейцарцы, итальянцы, цыгане, даже самые малочисленные группы переселенцев находили защиту у генерал-губернатора, если нарушались их права. Наше время отстоит от эпохи М. С. Воронцова всего на 7-8 поколений, поэтому современные евреи, выходцы из юга Украины, Молдавии и Крыма, являются потомками евреев, спасенных этим достойнейшим человеком, о чем нам следует с благодарностью помнить.
Отношения генерал-губернатора с высшими властями России было сложными. Военный министр Чернышев не любил Михаила Семеновича за несговорчивость, за то, что он предпочитал идти по жизни своим путем. Екатерина II не любила Воронцовых за их самостоятельность и несговорчивость, за их критическое отношение к ее фаворитам. Ни Александр I, ни Николай I не благоволили к М. С. Воронцову.
Многие высшие петербургские чиновники завидовали ему и интриговали против него. Но, несмотря на это, заслуги М.С.Воронцова перед Отечеством были такими значительными, что он, хоть и с задержками, получил и княжеское достоинство с титулом «светлость», и высшее воинское звание генерал-фельдмаршала, и ордена, и золотые шпаги, и другие отличия. Всего Михаил Семенович имел 24 боевые награды – 6 высших российских орденов (4 с бриллиантами), многочисленные иностранные ордена и много медалей.
Семья Воронцовых вошла в историю России, как одна из наиболее славных и заслуживших уважение народа своими важнейшими делами. Эта семья заслуживает того, чтобы ее история и особенно история жизни ее самого выдающегося члена была известна и сегодня, как образец для воспитания и служения. Рожденный в такой семье (19 мая 1782 года) Михаил Семенович счастливо унаследовал лучшие качества, присущие его знаменитым родственникам.
«Рождение твое, — сказал Семен Романович, глядя на новорожденного сына, — всех порадовало; веди жизнь такую, чтобы все сокрушались о твоей смерти».
В этом небольшом очерке невозможно полностью изложить место и роль Воронцова в истории России и Одессы, но известно, что за 30 лет генерал-губернаторства М. С. Воронцова население Новороссии выросло почти вдвое. Увеличилось число городов, казачьих станиц, местечек, сел и деревень. Полузабытая окраина превратилась в процветающий край России.
Граф М.С.Воронцов заботился и о благоустройстве города — о том, чтобы снабдить Одессу хорошей водой, замостить улицы, разбить парки и сады. При его помощи и содействии были открыты Городская публичная библиотека, Общество сельского хозяйства Южной России, Статистический Комитет, Одесское общество истории и древностей с музеями, дирекция Русского театра и т.д. Ришельевский лицей стал высшим учебным заведением, возникла масса благотворительных обществ…
В марте 1845 г. графа М.С.Воронцова в порту провожала 100-тысячная Одесса. Он уехал на должность наместника императора на Северном Кавказе. В том же году за кавказские подвиги М.С.Воронцов был возведен в княжеское достоинство Последние дни Воронцов провел в любимой им Одессе: он вернулся туда в начале октября 1856 г., а 6 ноября его не стало. Он скончался на 75-м году от рождения.
По повелению Александра II военный министр подписал приказ, в котором говорилось, что по случаю кончины генерал-фельдмаршала князя Воронцова в ознаменование памяти к незабвенным заслугам его престолу и Отечеству всем войскам сухопутного ведомства предписано носить трехдневный траур. Во все дни до похорон М. С. Воронцова «с раннего утра и до поздней ночи траурная комната наполнялась густой толпой жителей Одессы всех сословий, всех вероисповеданий, всех возрастов, желавших поклониться гробу усопшего, выражавших скорбь свою в молитве, в слезах и трогательных словах». В 1863 году на Соборной площади Одессы был открыт памятник прославленному генерал-губернатору. Деньги на сооружение памятника были собраны по подписке.
На беду старого собора и всей Одессы в 1930-е годы бывший луганский слесарь, а в то время рабоче-крестьянский маршал Клим Ворошилов остановился в гостинице «Пассаж». Его окна выходили на Соборную площадь.
Этот маршал, в отличие от маршала Воронцова, который строил собор и верил в Бога, был безбожником, потому и указал, что Одесский большевистский агитпроп распространяет атеизм не на высоте поставленных задач.
В 1936 году собор был взорван. Перед варварским разрушением собора могила великих князей была осквернена. Прах светлейшего князя и его супруги был буквально выброшен на улицу. Однако горожане сумели перезахоронить останки Воронцова на Слободском кладбище.
По решению того же Одесского агитпропа, слова на цоколе памятника Воронцову «Светлейшему князю… от благодарных соотечественников» были сбиты. Не за что, мол, благодарить. Слова эти были заменены эпиграммой Пушкина, в которой граф объявляется полуневеждой, полумилордом и полуподлецом.
Граф был человеком не только образованным, но и умным, что приходится признать, невзирая на нелестные отзывы о нем Александра Пушкина: «Полумилорд, полукупец, полумудрец, полуневежда, полуподлец, но есть надежда, что будет полным наконец».
Об отношениях Пушкина с Воронцовым рассказывается во всех биографиях поэта и во множестве статей. В них М. С. Воронцов неизменно изображается как враг и гонитель Пушкина, как человек безнравственный и бесчестный. Рассказывая о жизненном пути М. С. Воронцова, нельзя обойти историю его отношений с великим русским поэтом, который испытывал нежные чувства к жене графа Елизавете Ксаверьевне. Представление о Воронцове, как о враге Пушкина, и как о человеке без чести и совести, совершенно неверно и несправедливо.
Урон репутации Воронцова нанесли не столько пушкинские эпиграммы, сколько дружные усилия многих поколений пушкинистов, которые относились к славе Воронцова так, как голуби к памятнику графа.
Бесспорно, гениальная звезда российской поэзии имела право на собственное мнение, да и, собственно говоря, по разным причинам не любили они с Воронцовым друг друга. Однако следует отдать должное этому выдающемуся государственному деятелю, годы правления которого справедливо называют «золотым веком Одессы».
Да и сам Пушкин признавал таланты Воронцова, «путаясь в показаниях». Ведь слова «там все Одессой дышит» многого стоят. Великий поэт эпиграммой не столько наговорил на Воронцова, сколько унизил себя, проявив крайнее раздражение и ревностные чувства к генерал-губернатору Новороссии. Человека с блистательным европейским образованием трудно было назвать полуневеждой. В конце жизни Пушкин раскаялся в сочинении этой эпиграммы. Кстати, при жизни Пушкина эта эпиграмма не была опубликована.
О восстановлении доброго имени этого благороднейшего человека нужно сказать особо. В мемуарной литературе приводятся многочисленные воспоминания сослуживцев, чиновников, друзей и родственников о М.С. Воронцове. Объем статьи, к сожалению, ограничен, но некоторые из них нужно привести.
Император Николай I: «Я всегда говорил, что нет другого человека в России, как князь Воронцов, который бы так был способен и так умел творить, созидать, устраивать. Его голова не годится для мелочей. Он успел положить начало таким предположениям, о которых давно думали, но ничего до сих пор не сделали».
Лев Толстой писал: «Воронцов Михаил Семенович, воспитанный в Англии, сын русского посла, был среди русских высших чиновников человеком редкого в то время европейского образования, честолюбивый, мягкий и ласковый в обращении с низшими и тонкий придворный в отношении с высшими».
Публикуя эту очень короткую биографию, содержащую только главные события и свидетельства современников, мы должны понимать, что эту жизнь невозможно покрыть пылью забвения, неблагодарности или клеветы. Ее нужно изучать.
М.С.Воронцов был гуманистом, ценившим и отстаивавшим, прежде всего, справедливость, честь и достоинство человеческой личности, тем более ее жизнь, независимо от национальности и веры. Он защитил и спас евреев Новороссии от угрозы геноцида со стороны царского правительства, рискуя своей карьерой. Оказывал покровительство, сотрудничал и содействовал развитию и процветанию еврейского населения, заботился о его образовании и правах.
Евреи – единственный народ на земле, обладающий чувством национальной благодарности и в знак этого присваивающий не евреям почетное звание «Праведник мира» за спасение евреев в условиях риска для своего благополучия и жизни. Это звание присваивает Израильский институт Катастрофы и Героизма национального мемориала Яд ва-Шем в Иерусалиме. Их имена увековечивают в Яд ва-Шем на Горе Памяти в Иерусалиме.
Я полагаю, что всей своей разносторонней деятельностью на пользу евреев светлейший князь, генерал-фельдмаршал, наместник царя в Новороссии, Крыму и на Кавказе, генерал-губернатор Михаил Семенович Воронцов заслужил звание «Праведник мира». Жизнь Воронцова должна стать образцом для изучения и евреями и неевреями, а информация о нем должна быть доступна для всех.
Полагаю, что это предложение может стать реальностью только при организационной поддержке и реальном практическом участии заинтересованной общественности.
Иллюстрация:
http://www.russianexpress.net/nid/17365