В детстве его считали вундеркиндом не меньше, если не больше
Ойстраха.
Мальчиком ему довелось играть для Эйнштейна…
Но в конце жизни Ойстрах играл в Большом зале Консерватории, а
Буся —
в Малом Домe Союзов… ☺
Пётр Соломонович Столярский – самый одесский музыкальный
педагог
В музыкальном мире одно из самых почитаемых — имя Петра
Соломоновича
Столярского. Этот полуграмотный одесский еврей был великим
педагогом:
из его рук выходили великие скрипачи. Одного имени Давида
Ойстраха уже
достаточно.
Гуляя по одесским улицам и завидев женщину с маленьким ребенком,
Столярский тут же бросался наперерез:
«Мадам, позвольте посмотреть ручку вашего ребенка!» Брал ручку,
осторожно мял ее, ощупывал, подносил к своим близоруким глазам и
огорченно вздыхал: «Ах, нет, мадам, живите спокойно…» (Из книги Б.
Львовича «Актёрская курилка».)
Правда эта история или анекдот — кто знает. Однако личностью Пётр
Соломонович и впрямь был легендарной.
Родившийся в 1871 году в уездном городке Липовце Киевской
губернии, он
был сыном скромного деревенского музыканта. Ему не
довелось получить достаточно высокого общего образования. Он не
без
труда писал по-русски (впоследствии его дела вели дочь, секретарь и
другие помощники), так и не освоил в совершенстве русскую речь (его
родным языком был идиш).
Тем не менее в 1890 году он окончил одесское училище Русского
музыкального общества по классу скрипки. В 1898–1919 годах
работал в
Одесском оперном театре, играя в оркестре. А с 1920 года начал
преподавать в Одесской консерватории.
Преподавание было его жизнью и страстью, одарённым детям он
посвятил
себя целиком. С бедных, но способных детей денег за учебу не брал
и
даже помогал им материально. Одарённых детей он определял по
одному
ему известным признакам, так что рассказанная в начале этой
публикации
байка вполне могла быть совершенно реальной. Такого количества
талантов, как Столярский, не открыл, наверное, больше ни один
педагог
в мире. Достаточно сказать, что уже в 1913-м его учеником (частным
образом) стал 5-летний Давид Ойстрах. Также его учениками
были Елизавета Гилельс, Борис и Михаил Гольдштейны, Натан
Мильштейн,
Михаил Фихтенгольц. И к каждому из своих учеников талантливый
педагог
сумел найти свой подход, полностью раскрыв детские таланты.
Во время вручения Сталиным Столярскому ордена Трудового
Красного
Знамени и других подарков Иосиф Виссарионович спросил:
«Довольны? Вы
подарили стране музыкантов, а мы вам — это», на что Столярский не
постеснялся ответить: «Заберите свои подарки обратно, лучше
постройте
в Одессе школу для одарённых детей!» Так в 1933 году в Одессе
появилась первая в СССР специальная музыкальная школа-
десятилетка для
одарённых детей.
Выступая в Москве в Наркомате просвещения, Столярский
следующим
образом выразил свою благодарность партии и правительству за
открытие
школы (тогда еще она располагалась в Лютеранском переулке, рядом
с
консерваторией):
«Для меня высшее счастье, что удалось создать чудесную
музыкальную
школу для детей в Одессе да еще накормить голодных детей.
Поэтому
разрешите мне поблагодарить товарищей Сталина, Молотова,
Кагановича и
прочие шишки».
Да, Пётр Соломонович был известен своими высказываниями — его
оговорки
и курьезные фразы передавались из уст в уста, обрастали легендами.
Например, названную еще при его жизни его именем музыкальную
школу он
называл «школа имени мене». Когда он отправлялся с
многочисленными
учениками для выступлений в разные города Союза, то говорил, что
«везет вагон талантов».
После одного из успешных выступлений своих питомцев в столице он
сказал секретарю: «Дай телеграмму в Одессу, что школа прошла с
большим
фуражом» (он имел в виду — фурором).
А по свидетельству одного из учеников, он сказал однажды: «Нас
наградили за нашу работу, но мы не должны забывать то место,
из которого вышли». Как говорили в старой Одессе, «не подумайте
плохого» — Петр Соломонович всего лишь хотел сказать, что не
следует
самообольщаться успехами, нужно продолжать настойчиво работать
там,
где успехи закладываются, – в школе, классах.
А вот его знаменитые «перлы», читать которые нужно, конечно же, с
«одесским акцентом»:
— Не спеши, не веди смычок так быстро. Представь себе, что это
твоя
зарплата. Ты должен не сразу её израсходовать, а распределить на
длительное время.
— Кого ты хочешь перегнать? Играть на скрипке — это не прыгать на
лошади. Покажи мне красивую музыку.
— Что такое воробей? Это соловей, который не выучил свои трели.
— Не надо думать, что слово «скрипка» происходит от слова «скрип».
— Представьте себе, что ваша мама варит варенье, и вы чувствуете
запах
и предвкушаете его попробовать . Играйте, предвкушая.
— Скрипку нужно держать гордо.
— Сперва научись чисто играть гамму, а потом будешь кушать
конфетки.
— Ваш мальчик — обыкновенный гениальный ребёнок!
— Мне не нужны талантливые дети — мне нужны талантливые
родители.
— Деточка, сыграй мне эту фразу, как вкусный борщ!
Стоит отметить, что некоторые из учеников Петра Соломоновича
явно
переняли от своего учителя не только музыкальные способности, но и
чувство юмора и находчивость.
Например, музыковед Соломон Волков рассказывал такую историю. В
СССР,
начиная с 1933 года, под эгидой Сталина были учреждены
Всесоюзные
конкурсы музыкантов-исполнителей. Одним из участников первого
конкурса
был ученик Столярского — 11-летний скрипач Борис (Буся)
Гольдштейн. Сталин пришел в восторг от его игры и пригласил
вундеркинда в Кремль, где ему была вручена большая денежная
премия.
Между вождем и юным музыкантом состоялся такой диалог:
— Ну, Буся, теперь ты стал капиталистом и, наверное, настолько
зазнаешься, что не захочешь меня пригласить в гости.
— Я бы с большой радостью пригласил вас к себе, — ответствовал
находчивый вундеркинд, — но мы живем в тесной квартире, и вас
негде
будет посадить.
На другой же день Бусе и его семье была предоставлена квартира в
новом
доме в центре Москвы.
Во время войны Столярский с семьей был эвакуирован в Свердловск,
где
организовал детскую музыкальную школу при Свердловской
консерватории.
Петр Соломонович болел, перенес операцию, мечтал о возвращении
в
Одессу и отказался от предложения Ойстраха переехать в Москву. В
1942
году умерла жена, а в апреле 1944 года умер и сам Столярский.
Здание школы, названной его именем, было сожжено фашистами. Но
уже в
1950-х оно было восстановлено и с тех пор носит имя Петра
Столярского.
В 1953 году, на пике государственного антисемитизма, его дочь
Нелли
Петровну, которая работала в школе завучем, освободили от
занимаемой
должности. Многие ее помнили и, как могли, помогали. Известно, что
посылки и деньги присылали Давид Ойстрах и его жена Тамара
Ротарева,
которая тоже была ученицей Столярского. Умерла Нелли Петровна в
1965
году. Ей так и не удалось издать архив отца. Но ученики Столярского
и
ученики его учеников работают и тоже учат на всех континентах
земли: в
США, Европе, Австралии, Южной Америке, СНГ.
И стоит в Одессе памятник
Великому Учителю — школа, которая носит его имя.
Иллюстрация: Википедия
https://ru.citaty.net/tsitaty/484849-piotr-solomonovich-stoliarskii-ne-nado-dumat-chto-slovo-skripka-proiskhodit-ot/?ysclid=ltb027ukfj941938786