Корней Чуковский на склоне лет признавался: ему и в голову не приходило, что его фантастические истории, сочиненные для собственных детей, будут печататься миллионами экземпляров и выдержат десятки изданий, и что он доживет до поры, когда дети, для которых эти сказки написаны, превратятся в седых стариков и будут читать их своим внукам и правнукам. Да что и говорить – с «Мойдодыром» и «Бармалеем», уже на наших глазах, входят в свой книжный мир малыши, родившиеся в ХХI веке! Но мало кто знает сейчас, что эти и многие другие книги, ставшие детской классикой, – в том числе те, авторами которых были Самуил Маршак, Виталий Бианки, Валентин Катаев, Борис Житков и Яков Перельман, – появились на свет благодаря неуемной энергии и многообразным талантам незаурядного человека, жизнь которого достойна того, чтобы ее описать и в серьезной монографии, и в приключенческом романе.
Детали биографии – в «Еврейской летописи»
Его звали Лев Моисеевич Клячко и родился он в 1873 году. В непредсказуемые 1920-е годы у него хватило отваги, чтобы создать в Петрограде первое частное детское издательство, названное «Радугой», в надежде на то, что выпускаемые им книги сделают жизнь юного поколения Страны Советов ярче, интереснее, радостнее. И это удалось!
«В этой непостижимой России, воюющей, холодной, голодной, испытывающей бесконечные лишения, осуществляется литературное начинание, немыслимое сейчас в богатой Англии и богатой Америке» – эти слова Герберта Уэллса, написанные в 1920 году после встречи с М. Горьким в созданном им издательстве «Всемирная литература», целиком и полностью можно отнести и к издательству «Радуга».
С 1922 по 1930 гг. в «Радуге» было выпущено в свет 612 изданий общим тиражом 15 244 800 экземпляров! В создании «радужных» книг принимали участие 113 художников и 123 писателя и поэта. Эти точные данные почерпнуты из статьи С.Е. Шамановой «Издательство “Радуга”» (1920-е гг.)2, которая тщательнейшим образом изучила всё, что связано с издательской деятельностью Л.М. Клячко. Она кратко рассказала о его предреволюционной журналистской работе и в деталях проследила все этапы существования «Радуги», ссылаясь на множество архивных материалов, на беседы с дочерьми Л.М. Клячко и другие источники. В упомянутом исследовании перечисляются многочисленные авторы, художники, спонсоры, сотрудники издательства; дается анализ содержания и оформления всех серий детских книг, приводится множество важных данных (от количества книг, изданных за 9 лет, до размера шрифтов, которыми они набирались); подробно говорится о причинах краха издательства и дальнейшей судьбе Л.М. Клячко.
Продолжить чтение в формате PDF