Журнал издаётся при содействии Ассоциации русскоязычных журналистов Израиля ( IARJ )
имени Михаэля Гильбоа (Герцмана)

Наши награды:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ХОЛОКОСТА. ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ?

0

untitled

mnenia.zahav.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ХОЛОКОСТА. ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ?

International Day of Holocaust. History repeats itself?
Эмма Сотникова Emma Sotnikova

некоммерческая организация «Арвут» (Израиль) Association «Arvut» (Israel), sot.emma@gmail.com
АННОТАЦИЯ

Яд ваШем: история и современность
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Музей, лабиринт, Зал Имен, Детский Мемориал, причина ненависти, методика любви.

«Наш поезд уходит в Освенцим    

Сегодня и ежедневно»

А.А.Галич
27 января цивилизованный мир отмечает МДХ. Юнеско по случаю этой даты проводит

симпозиум о преподавании истории Холокоста в странах ЕС. О-очень актуальная тема,

особенно если полистать европейские газеты и интернет, полные ненависти к евреям и

Израилю. Почему бы Юнеско не заняться тем, что реально определяет уровень антисемитизма в Европе? Ах да, Юнеско – это же ООН.

Как же тяжко им блюсти political correct!

Но евреи такие настырные. Уж сколько десятилетий тычут в нос своим Холокостом. Отгрохали в Иерусалиме целый город под названием Яд ваШем, собрали там все ужасы 70-летней давности и протаскивают, как сквозь строй, всех приезжающих «ВЕПов» (Важных Европейских персон»), по этому дикому лабиринту.
Я много раз видела, как им, бедным, тяжко и неуютно, когда приветливые интеллигентные историки Яд ваШема ведут их по историческому музею, который действительно представляет собой лабиринт (из него не выйти, пока не дойдешь до конца).

И вот бредут они покорно по этому лабиринту немыслимых зверств, пыток, рвов, ям и просто улиц европейских городов, по чистым тротуарам которых лилась потоками еврейская кровь. Вся история нашего уничтожения предстает перед ними наглядно и в подробностях, которые им очень не хотелось бы видеть. А в конце лабиринта их ждет еще страшный Зал Имен.

Там нет фотографий виселиц и рвов. Там в черных нишах стоят папки с Листами свидетельских показаний – на каждого убитого заполнен такой лист живым свидетелем, который точно знал, где и когда произошло убийство его мамы, сестрёнки, соседа, одноклассницы.  Вот только имена убийц там не значатся – ведь несть им числа… А потом их ведут в Детский Мемориал. Умные евреи не стали показывать там, как нанизывали на штыки младенцев и насиловали 10-летних девочек. Просто на черном потолке вспыхивают бесчисленные поминальные свечки по убиенным детям, и диктор бесстрастным голосом читает бесконечный список их имен… Если вы поедете в Яд ваШем, то, даже не будучи членом литовского парламента или украинской рады, вы пройдете по тому же страшному маршруту. А в Зале Имен вам, в отличие от потомков наших убийц, предложат заполнить анкеты на ваших погибших     родственников. Не пропускайте эту возможность: имен евреев, погибших на территориях  бывшего СССР, найдено гораздо меньше, чем их было на самом деле.  И главное: если вы поедете в Яд ваШем, то у вас, конечно, как у любого нормального еврея, не в первый раз возникнет вопрос: «За что?!» или «Почему?!». Я тоже искала ответ на этот вопрос. И однажды поняла, что вопрос ведь не только о  Холокосте и о том, «где был Бог, когда нас выгружали из вагонов в Аушвице?» (кто-то, говорят, видел, что Он стоял на воротах…) А дело в том, что у нас просто короткая  память: Холокост – это совсем недавно, бабушка вот помнит, и Яд ваШем не дает забыть.
Но ведь Холокост – далеко не первая трагедия евреев и далеко не первая попытка уничтожить нас. Просто нет другого Яд ваШема, который в таком же масштабе напомнил бы нам о пытках инквизиции, о кровавых погромах в Испании, о бандитах Хмельницкого, которые не на штыки, а на клинки накалывали еврейских младенцев. Да мало ли еще чего было за два тысячелетия изгнания. И наша генетическая память (или историческая – кому  как больше нравится) – это один бесконечный Яд ваШем.
И надо же, наконец, понять, в чем причина многовековой непрерывной ненависти всех народов мира к евреям.
И мы, и они давно выучили, что евреи – избранный народ. И ни один из нас, узнав однажды об этой своей избранности, уже никогда не забывал о ней – или гордился, сам не зная, чем, или отрицал, или ненавидел. Но никогда не забывал. И они не забывали. И тоже отрицали и ненавидели. Мы для них всегда были и остаемся инопланетянами, потенциально опасными. Мы не завоевываем этот мир, но от нас невозможно избавиться. Мы передали этому миру свою Книгу, он ее принял и живет с ней, и повторяет веками в церквях и школах главное ее указание «Возлюби ближнего, как самого себя», и не в состоянии это сделать. Потому что это очень трудно – возлюбить. Потому что этому надо учиться. И мы должны теперь передать им всем методику любви. Она есть только у нас, евреев. Ее разработали каббалисты (больше они, собственно, ничем и не занимались), и сегодня она доступна каждому. Но самое главное – мы первыми обязаны ее реализовать. Неужели все так все просто: достаточно евреям научиться любить друг друга, объединиться, стать снова единым народом, как когда-то у горы Синай, и весь мир проснется и увидит, что это возможно? Да, сегодня это возможно, потому что все уже устали от ненависти, потому что Европу захватывают, насилуют, хотят уничтожить, потому что уходит последняя надежда, что завтра будет лучше, чем сегодня. Как и положено, ровно к Международному дню Холокоста мне попалась блестящая статья о фильме «Ида» («Оскар» прошлого года). Автор А.Тарн заканчивает ее безжалостными словами. Он сравнивает Европу с героем фильма – польским крестьянином, который выкапывает глубокую яму и достает из нее останки людей, собственноручно зарубленных им 18 лет тому назад. Детский череп. Кости и черепа взрослых. Он отдает их выжившей Иде и остается, раздираемый виной и ненавистью.

И автор статьи пишет о европейцах: «Снедаемые раскаянием и злобой, корчатся они в черной лесной яме антисемитизма, и нет поблизости нашей великодушной руки, чтобы вытянуть их на свет Божий. Нет, и не будет…» Эта последняя фраза — заслуженная пощечина. Но все будет не так. Мы протянем свою великодушную руку и вытянем их на свет Божий.. Потому что мы несем ответственность за них – виноватых и ненавидящих. Что ж мы можем поделать, если миссия нести свет народам мира поручена евреям. Злополучная избранность. Один из наших – по имени Йона — уже однажды пытался сбежать от нее. Не вышло (угодил в желудок кита). И у нас не выйдет. Моя подруга, живущая во Франции, показала мне вчера в скайпе несколько первых полос французских газет. Под рукой оказались выпуски Юманите и Фигаро. Израиль был главной новостной темой. Нет, как раз в дни выпусков этих газет не было «новостного повода» – очередного теракта или прорыва в переговорах с палестинцами. На первой полосе – сообщение о том, что Израиль не дает визу еврейке, вышедшей замуж за мусульманина. Вывод – фашистское государство, аппартеид. У моей подруги тоже волокита в местном МВД, но кого-то интересует французская бюрократия? Нет, только израильская. На внутренних полосах то же самое: крупным планом фото Нетанияху с «соответствующими» комментариями. То, что у нас вызывает недоуменную усмешку – Израиль создал и поддерживает ИГИЛ, там обсуждается всерьез и принимается всерьез…
Мы всем мешаем, мы виноваты во всех бедах человечества – это лейтмотив европейских СМИ, как будто не было Нового года в Кельне, как будто пару месяцев назад Париж не пережил то, что у нас происходит «коль йом шени ве хамиши» (просто мы защищаться научились, поэтому меньше жертв). Показав газеты, моя подруга грустно добавила: «Они (французские евреи), как перепуганное стадо заблудших овец. Они растеряны, но в упор не видят, что вокруг происходит и к чему это все ведет: нас скоро опять начнут грузить в поезда. Поверь мне, это правда — очень скоро!» Мы тут в Израиле уже отвыкли быть запуганными и гонимыми. Расслабились среди своих, важно предъявляем в европейских аэропортах свои синие паспорта и идем гулять по Парижу, Петербургу, Флоренции, Амстердаму, любуемся холмами Тосканы, Альпийскими снегами, мадоннами, джокондами, завтраками на траве…
И вот в очередной раз вокруг нас появились красные флажки. И вот-вот появятся охотники с овчарками. Мы можем сколько угодно иронизировать, что у них крыша поехала: где ИГИЛ и где Израиль, и при чем здесь мы. Но у нас нет выхода, и надо понять, что да – крыша поехала, и с большой скоростью. И нас скоро – очень скоро – снова начнут загонять в вагоны, если мы не очнемся и вспомним о своей миссии. За истекшие 70 лет железнодорожная сеть в Европе стала просто идеальной для доставки евреев в любой пункт уничтожения. Прокладывать новые пути, как это спешно делали немцы – сегодня не придется (и бомбить их опять никто не станет). Все пути известны, выстроены и проверены. Все способы убийства евреев тоже. Посмотрев телевизор и\или интернет в Международный день Катастрофы, вы сможете в этом убедиться. Или отправляйтесь в Яд ваШем. Только не берите с собой детей до 12 лет – их туда не пускают по понятным причинам.

И еще: имена погибших, которые вы помните (спросите пожилых родственников), сообщите сотрудникам Проекта имен по тел. 02-644-35-32 или по мейлу names.ru@yadvashem.org.il.

Иллюстрация: www.yadvashem.org

Поделиться.

Об авторе

Эмма Сотникова

Журналист, редактор, переводчик.

Прокомментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.