Журнал издаётся при содействии Ассоциации русскоязычных журналистов Израиля ( IARJ )
имени Михаэля Гильбоа (Герцмана)

Наши награды:

Наши. Григорий Горин(Офштейн)

0

Так получилось, что они расстались в
1991-м году, когда отец( Израиль Абелевич Офштейн) с сестрой Горина и её детьми уехали в США
(Сан-Франциско). Eго отец, профессиональный военный, прошедший
всю войну и участвующий в штурме Рейхстага (кавалер орденов
Красного Знамени и Отечественной войны I и II степеней), проживший
87 лет в России, находясь в преклонном возрасте, сохранив ясность
ума и чувство юмора, живо интересовался происходящими там
событиями…
Поэтому Горину не составляло труда в свойственной ему ироничной
форме его поддерживать и на вопрос отца о том, что происходит с
экономикойРоссии, в канун Нового 1993-го писал:
"…На это я тебе отвечу цитатой из Владимира Войновича, из его
романа о Чонкине: «Дела в нашем колхозе шли хорошо… Можно
сказать, даже — очень хорошо… Можно сказать, и великолепно…
Только с каждым годом всехуже и хуже…»
Примерно это и происходит во всех городах и селах бывшего СССР.
То есть, в принципе, пока все неплохо… И свет пока есть… и тепло…
И поезда куда-то едут. И магазинов полно… И в них все лежит.
Но если за рубли, то — очень дорого. Если за доллары — то очень
дешево. А если воровать… — то вообще даром!
Вот народ, поразмыслив, и выбрал третий путь… развития… Путь
проверенный. Недаром Салтыков-Щедрин писал еще сто лет назад:
"— Россия — страна богатая. Все воруют, а еще и остается…"
Ваше поколение фронтовиков выполнило свой долг перед страной —
вы спасли ее от фашизма.
Наш долг сегодня — спасти ее от маразма! Всеми средствами… В том
числе и с помощью юмора…

Задача нелегкая, но не безнадежная.
И да поможет нам всем Бог! Пусть Он благословит Америку! Пусть
вразумит Россию и сохранит!…"
А в письме отцу, датированном 2-го апреля 1993-го года, после
прошедших в Москве многочисленных митингов, писал:
"..Ты, наверное, с ужасом подумал, не началась ли гражданская
война? Папа, успокойся! Не началась! И знаешь, почему? Потому
что… не заканчивалась…
Помнишь, у Окуджавы: «Я все равно паду на той, на той единственной
гражданской…»
Поэт, как всегда прав по сути, а теперь уже и по деталям: белые…
красные… царь-батюшка… Ленин-отец. Донские казаки с шашками и
Калединым во главе…
Когда это видишь сегодня, то становится ясно, что та гражданская
никогда не кончалась, просто затихала изредка для перегруппировки
сил и подтягивания резервов…
Резервы — это мы, население. Поэтому в перерывах между битвами
мы стараемся набираться сил, питаться, лечиться, плодиться и
размножаться, т. е. по- быстрому заниматься тем, что именуется
жизнью.
Всё, что происходит в стране можно охарактеризовать
словосочетанием «ни хрена… авось… обойдется!»
На английский оно не переводится, и слава Богу, иначе бы разведки
западных стран, которые нам помогают, похитили бы секрет нашей
выживаемости… И тогда нам бы пришлось помогать им… А для этого
надо работать, что уже не так интересно.
На Востоке говорят: «не приведи Бог жить в интересное время!» А в
России, ксожалению, неинтересных не бывает…
Правильно говорил нам один профессор на лекциях в медицинском:

«Мы — не полузапад, не полувосток, не Евроазия! Мы — Азиопа!!
Особая страна — пребывающая в экстремальной ситуации много лет,
и даже в самыйкритический момент находящая возможность
правильно оцениватьпревратности судьбы.»
И для наглядности профессор приводил анекдотическую задачу,
которуюграфически зарисовывал на доске…
Выглядела задачка примерно так:
Два железнодорожных пути, пересекающихся через одну точку «М».
По одному пути поезд пересекает точку «М» в 9 часов 30 мин.
По второму — в 9 часов 20 мин.
Возле точки «М» стоит и домик обходчика. Напротив дома — свалена
куча дров.
(Детали очень важны для правильного решения.)
У обходчика престарелый отец-паралитик…
И вот вдруг обходчик узнает по телефону, что второй экспресс
запаздывает на 10 мин, т. е. оба экспресса пересекут точку «М» ровно
в девять тридцать.
Что он делает, как думаешь?
Не ломай голову и не спрашивай у американцев — они начнут
говорить банальные вещи, вроде того, что обходчик звонит в
аварийную помощь… ставит предупредительные сигналы и пр., и пр.
Ничего подобного!
В российском варианте ответ, как всегда, парадоксален и выглядит
так:
Узнав о приближающихся поездах, обходчик:

а) берет поллитра,
б) берет закуску,
в) берет отца на руки, несет его на дрова,
г) аккуратно усаживает,
д) и говорит взволнованно:

«СМОТРИТЕ, ПАПАША!.. СЕЙЧАС ТАКОЕ БУДЕТ!!!»

Вот примерно такими ожиданиями сегодня живет вся страна.
И я вместе со всеми.."
PS.На свой последний день рождения 12-го марта 2000-го года
Григорий Горин написал себе такое автопоздравление:
Привет тебе, мой организм,
За то, что в 60
Ты сохраняешь оптимизм
И этой жизни рад.
Тебе спасибо, голова,
Что в страшной суете
Еще рифмуешь ты слова,
Хотя порой не те.
Вам, руки, ноги и живот,
Всему, что там внутри живет

И что торчит вовне, –
Вам всем, друзья, большой привет!
Желаю жить вам много лет,
А вместе с вами – мне!

К сожалению, много не получилось. И через 3 месяца его не стало.
Его отец дожил до глубокой старости и умер в возрасте 96-ти лет,
пережив смерть своего сына..

Иллюстрация: Горин, Григорий Израилевич — Википедия
ok.ru›giznprekrasna/topic/154534639908296

****************************************************************************************************************

You Tube Театр ЛенКом Поминальная Молитва

7 главных пьес Григория Горина, которые до сих пор могут нас чему-то научить

Автор: Павел Сурков

Спросите – кто главный русский драматург ХХ века? Ответ будет очевиден – он, Григорий Горин. Человек, которого нет с нами уже 20 лет, но чьи пьесы по-прежнему ставятся на сценах ведущих мировых театров. Последний из отечественных драматургов, кто смог перенести русский театральный язык на мировую сцену. Человек, говоривший о вечном – но говоривший так, чтобы понимали зрители всех времен и народов.

Горин был человеком высочайшей культуры и высочайшей совестливости – это оказалось свойственно его героям. Он часто писал свои пьесы под какого-то конкретного актера – но потом выяснялось, что они универсальны и могут пережить множество сценических воплощений, и эти воплощения окажутся не менее убедительны, чем та первичная сценическая задумка, которая представилась автору.

Он, конечно, нашел своего режиссера – имя Горина навеки вписано в историю «Ленкома», его главные театральные премьеры состоялись именно на сцене этого театра. С Марком Захаровым они делали еще и потрясающие художественные фильмы – «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви» — это все он, Горин. Даже шварцевского «Дракона» он мастерски переписал, добавив в знакомый сюжет и мудрости, и ясности мысли, превратив метафорическую сказку в едкий памфлет, который, увы, не устаревает и по сей день…

Мы решили показать вам несколько важных пьес Горина, а также рассказать о том – чему эти пьесы нас могут научить сегодня. Ведь истинное искусство – оно вне времени. А театр Горина – он вообще на века.

«Тиль»
«Шутовская комедия» — так определил свой жанр Горин в этой пьесе, и остался верен ему до конца. Пьеса писалась на Андрея Миронова, с которым Горин был дружен всю жизнь (даже тело Миронова из Риги в Москву сопровождал именно Горин). Но увы! – Миронов оказался слишком занят в Театре Сатиры, и Марк Захаров предложил кандидатуру Николая Караченцова. И спектакль мгновенно стал легендарным – на дуэт Тиля-Караченцова и Неле-Чурикову ходила смотреть вся театральная Москва. Да что там Москва – прилетали зрители со всех краев СССР, от Владивостока до Калининграда, чтобы увидеть этот невероятный спектакль. Позднее Марк Захаров даже предложил сделать шутовской колпак Тиля символом «Ленкома», но этого, увы, не сложилось.

От легендарного спектакля осталось немного любительских съемок – и вот эта телевизионная запись одной из песен Тиля, по которой можно хоть минимально, но судить о мощи. того самого легендарного спектакля.

«Поминальная молитва»
Программное заявление Горина 90-х годов, написанная специально под Евгения Леонова. С ним на гастролях случился тяжелейший инфаркт и немецкие врачи буквально вытащили артиста с того света. Двадцать с лишним дней артист был в коме, во время которой его близкие сидели рядом с ним и разговаривали – в том числе и об этой роли. И леоновские воспоминания о возвращении с того света и диалоге с Создателем вошли в монологи Тевье – Горин с легкостью отдавал своим артистам возможность дополнять авторский текст.
Невероятно мощный спектакль, от которого и сегодня сжимается сердце. Все свои последние годы жизни Евгений Леонов провел бок о бок с ролью Тевье-молочника, и умер, собираясь именно на этот спектакль. Ни один из билетов в тот трагический вечер в кассу возвращен не был.

«Кин IV»
История о природе актерского дарования, история о судьбе великого британского актера Эдмунда Кина, о его нелегкой жизни и дружбе-соперничестве с принцем Уэльским. В спетакле, поставленном на сцене театра им.Маяковского блистали еще одни друзья Горина — Александр Лазарев (Кин) и Игорь Костолевский (Принц). Но за невероятным обаянием (и, что уж греха таить, красотой) актеров прослеживалась невероятная личная драма персонажей. Уж это Горин умел описывать совершенно блистательно. Смотреть 1 часть и 2 часть.

«Королевские игры»
Горин даже абсолютную трагедию мог сделать метафорической: на этот раз из-под его пера вышла история любви английского короля Генриха VIII и Анны Болейн. Спектакль надолго пережил своего создателя – и по сей день входит в репертуар Ленкома. Но в видеоверсии постановки мы можем увидеть великолепного Леонида Броневого в роли обаятельнейшего злодея герцога Норфолка. Впрочем, даже злодеи у Горина всегда не лишены и человеческих чувств, и вполне логичной мотивации.

«Чума на оба ваши дома!»
Еще одна постановка на сцене Театра им.Маяковского. История о том, что случилось после смерти Ромео и Джульетты, о том, как семьи Капулетти и Монтекки попытались примирить и что из этого вышло. Шекспировские страсти перетекают во вполне современную драму, которая у Горина сдобрена и смехом, и слезами. Ну а семейный дуэт Светланы Немоляевой и Александра Лазарева становится для нас настоящим источником восхищения. (Видео здесь).

«Счастливцев-Несчастливцев»
Эту пьесу Горин подарил еще одним своим старинным друзьям – Александру Ширвиндту и Михаилу Державину, и спектакль много лет был одним из настоящих хитов Театра Сатиры. Два персонажа Островского, два актера, встречаются на сцене и проживают множество ролей, становясь то комическими, то трагическими, а то и историческими (оцените перевоплощение в Сталина и Ворошилова) персонажами. Закулисье театра, перенесенное на сцену, изнанка волшебства – которая, увы, точно лишена завлекательной магии. (Есть в записи, посмотреть можно тут).

«Шут Балакирев»
Последняя из «шутовских комедий» Горина, законченная им в год своего 60-летия, и прочитанная труппе «Ленкома» буквально за дни до трагической смерти драматурга. Впервые Захаров был вынужден ставить горинский текст, не советуясь с драматургом (обычно Горин с удовольствием участвовал во всех репетициях, живо вклиниваясь в творческий процесс и внося необходимые правки в пьесы).

Комедия получилась грустная и одновременно величественная – достойный памятник Горину. Блестящие актерские работы Олега Янковского (Петр I), Александры Захаровой (Екатерина), Николая Караченцова (Меньшиков), Александра Збруева (Ягужинский) (Посмотреть можно тут)

Горин ушел в 2000 году, простившись с ХХ веком, олицетворением драматургии которого он и был – но его пьесы сегодня не устарели и переживают, по сути, второе рождение (И «Тиля», и «Свифта», и «Мюнхгаузена» ставят во многих театрах и по сей день). Ведь, как говорит его Свифт: «Человек слабее смерти потому, что у нее есть преимущество: она знает час своего прихода, а человек – в неведении… А теперь мы с ней на равных! И неизвестно, за кем последнее слово».

Поделиться.

Об авторе

Семён Якубович

Академик, профессор, доктор технических наук; научный редактор журнала

Прокомментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.