Институт Вулкани: достижения израильского био-тека
26/08/2013 .
Министр сельского хозяйства Яир Шамир (НДИ) привез журналистов в Институт Вулкани, чтобы рассказать о достижениях израильского био-тека. Израиль всегда был силен в сельском хозяйстве, а уж сейчас, когда есть все — школа, кадры, оборудование, технологии — и вовсе могуч. Просто это не бросается в глаза, так как основные доходы экономика получает не от урожаев цитрусовых и не от надоев молока (кстати, поэтому большинство и не знает, что за израильскими коровами по «производительности» не может угнаться ни одна буренка из других стран мира).
Министр, разумеется, мечтает изменить положение — возродить былую славу, увеличить долю сельскохозяйственной продукции в израильском экспорте, дать толчок развитию периферии за счет создания аграрных комплексов. Пожалуй, в Израиле не было ни одного главы сельскохозяйственного ведомства, который не строил бы таких же планов.
Сбудутся ли они — вопрос спорный. Скажем, израильтян, готовых работать в поле, мало, и нет никаких оснований полагать, что их число возрастет. Кроме того, агроиндустрия, даже ультрасовременная — это вода, которой в Израиле все еще не хватает. Экологи из Friends of Earth, например, уверяют, что все беды Мертвого моря оттого, что до него практически не доходят воды Иордана — весь сток уходит фермерским хозяйствам. Но министр считает, что все дело в договоре с Иорданией, по которому соседи могут брать столько воды, сколько захотят.
Все эти политические перипетии никак не отражаются на Институте Вулкани и его исследователях. Это НИИ с такой международной репутацией, что его положение не пошатнется, даже если все фермеры в Израиле уйдут в туризм. Недаром в институте год за годом проходят подготовку специалисты аграрного сектора из стран третьего мира. Для них это — как побывать на Луне. Домой они возвращаются с полностью изменившимися преставлениями о том, что такое работа на земле. И о том, что такое Израиль. Яир Шамир говорит, что это чрезвычайно эффективная народная дипломатия. Только в Перу 3600 выпускников Вулкани. «Их там больше, чем евреев», — смеется министр. Есть в институте и исследователи из развитых стран, они прибывают для обмена опытом. Международное сотрудничество включает и исследования для зарубежных стран, включая самые густонаселенные, Индию и Китай.
Исследования в Институте Вулкани охватывают самый широкий спектр проблем, в том числе ГМО — генетически модифицированные организмы. Эта тема вызывает сегодня наиболее оживленные дискуссии в обществе, причем, чем ниже уровень знаний, тем более ужасные картины воображают себе их участники. В таблоидах много пишут про то, как некий гражданин съел картошку с геном, взятым у скорпиона, а утром проснулся с клешнями. Читатель обычно не задается вопросом, а что будет, если съесть просто картошку с ее генами — утром проснешься с клубнями?
Механизм внедрения гена в чужую ДНК таблоиды не освещают, поэтому тиражи у них не падают. На самом деле, говорит д-р Далья Вольф, это процесс освоен только вирусами и до сих пор ученые вынуждены для своих исследований использовать эти не вполне живые существа. Результаты при этом получаются впечатляющие: скажем, у миллионов людей, чьим основным блюдом является рис, ежегодно возникали проблемы со зрением, так как в их пище не хватало бета-каротина (в рисе его нет). Теперь эта серьезнейшая проблема решена — благодаря генной инженерии.
В Израиле ГМО помогло, например, решить проблему с огурцами в округе а-Шарон. В этом округе, известном, как «огуречная житница» Израиля, овощи губил вирус. Традиционные методики — поиск сортов огурцов, устойчивый к инфекции, результатов не дали, помогло только внедрение гена.
Самое интересное, что Израиль использует ГМО только дома. Отправить их на экспорт в Европу нельзя, там отношение к генной инженерии крайне настороженное. В США все наоборот, но туда продукция израильского сельского хозяйства практически не попадает — дорого и долго, даже несмотря на разработки Института Вулкани, например, пластик, поддерживающий особый микроклимат в упаковке. Это позволяет овощам и фруктам сохраняться свежими уже не сутки, а недели. Необходимость в подобных разработках назрела после того, как из-за подорожания топлива большая часть агропродукции начали перевозить к иностранным покупателям не самолетами, а кораблями.
И еще одна непростая тема: как относится к ГМО иудаизм? Похоже, никак. То ли раввины действительно не увидели в генетически модифицированных растениях нарушений кашрута, то ли решили делать вид, что не видят — пока публика в Израиле не связывает статьи в таблоидах с огурцами в «суперах» можно решать другие проблемы.
Вернемся к рассказу д-ра Вольф. Она занимается одной из самых актуальных тем современности — биотопливом. Как известно, основная проблема, связанная с биодизелем — не технологическая, а политическая, левые организации требуют отказаться от производства этого топлива под тем предлогом, что масло добывается из сортов растений, используемых в пищу человеком, что ведет к повышению цен на продовольствие. Есть серьезные сомнения в том, что подобные утверждения искренни, но расследование займет годы. Ученые «пошли в обход» — они пытаются повысить содержание масла в тех растениях, которые никто не ест. Например, в ядовитой клещевине, из которой получают касторовое масло. И здесь наблюдается синтез традиционных методик — поиск богатых маслом сортов, и генной инженерии, методами которой подавляется ген, отвечающего за выработку ядовитого белка рицина. Как раз этим и занимается д-р Вольф из Вулкани.
В институте есть и сотрудники, которым приходится делать менее квалифицированную, но не менее важную работу. Например, вначале собирать, а потом вручную перебирать семена растений. Это необходимо для создания генного банка. В Израиле тысячи разных дикорастущих растений и от каждого вида надо хотя бы по тысяче семян — это гарантирует, что хотя бы часть уцелеет и, при необходимости, позволит возродить вид.
Семена помещаются в хранилище, где они находятся при 15-процентной влажности и при температуре в 15 градусов, что гарантирует их сохранность. Не все растения одинаково полезны, поэтому в генном банке предусмотрены нешуточные меры предосторожности.
Еще один отдел института занимается борьбой с вредителями. Это своего рода «группа быстрого реагирования», которая должна, получив сигнал от фермеров, в экстренном порядке разработать меры противодействия. Химического. Воздействующего на насекомых и безвредного для людей. Отдел возглавляет д-р Виктория Сорокер. Среди направлений, которыми она занимается в рамках сотрудничества со структурами ЕС (но с учетом израильских реалий) — красный пальмовый долгоносик, жук, личинка которого выедает пальму изнутри (полностью опустошенное дерево складывается, как зонтик). Жук добрался до пальм на севере страны, значит, скоро он будет везде. А израильским пчелам угрожают паразитирующий на них клещ Варроа, уже погубивший миллиарды пчел по всему миру.
Почти все зерновые в нашей стране привозные — на месте выращивается только 0.2 из 4.5 млн тонн. Вместе с зерном прибывают и вредители. Раньше они были разные — в зависимости от того, откуда прибыл груз, теперь все жучки одинаковые — и тут сказывается глобализация. Доставленное по морю зерно складируется, после чего начинается борьба с вредителями. Потери в этой борьбе в некоторых странах достигают 30%. В некоторых — и все 50. В Израиле — 0.5%. Традиционный метод уничтожения вредителей — газация — небезопасен и вызывает тяжелые ассоциации.
В Институте Вулкани сейчас работают над принципиально иными средствами борьбы — препаратах на основе эфирных масел, средствах, разрушающий хитиновый панцирь насекомых и ловушках, где в качестве приманки используются феромоны.
Наверняка, результаты будут впечатляющими — как и все, что появляется на свет в этой кузнице израильского био-тека.