Фото — со страницы в Фейсбуке Михаила Бродского
АЛЖИР в данном случае – не название страны, а аббревиатура: Акмолинский лагерь жен изменников Родины. В интервью «Деталям» чрезвычайный и полномочный посол Государства Израиль в республике Казахстан Михаил Бродский рассказал, как была увековечена память о тех, кто отбывал срок в этом «лагпункте номер 26» – одном из самых крупных женских лагерей в системе ГУЛАГа.
Фото: islam.kz
В преддверии Дня политических репрессий, который ежегодно отмечается в Казахстане 31 мая, посольство Израиля в Казахстане открыло на территории музейного комплекса «АЛЖИР» мемориальную плиту. Ранее такие же плиты установили несколько других посольств — в том месте, где был расположен лагерь, ведь сюда сажали отнюдь не только евреек.
— Лагерь существовал с 1938 по 1953 гг. За это время через него прошло около 20 тысяч «жен врагов народа», — рассказывает Бродский. — Их мужья были расстреляны или заключены в не менее суровые лагеря в Сибирь, а их жены, иногда с маленькими детьми, были сосланы сюда, в Казахстан.
Сегодня здесь неподалеку — Астана, столица Казахстана, а тогда здесь был Акмолинск, отсюда и название «АЛЖИР». Среди этих 20 тысяч женщин 852 были еврейками. После русских женщин-заключенных они, по количеству, на втором месте. Сейчас в экспозиции музея, созданного на месте лагеря, очень много фотографий, еврейских имен и фамилий, в том числе известных людей. Например, здесь отбывала наказание мать балерины Майи Плисецкой. Врачи, деятели искусства… Большинства из них уже нет в живых, и чтобы помнить о них, мы на днях установили эту мемориальную плиту.
— То есть, практика установки таких отдельных, национальных памятников, существует и принята?
— Да, на сегодняшний день там установлено, если не ошибаюсь, уже 15 или 16 подобных плит, в память о женщинах из Грузии, Польши, Кореи, Германии и так далее.
На открытии я говорил о том, что это, в каком-то смысле, восстановление исторической справедливости. В первый раз эта справедливость была частично восстановлена, когда эти женщины и их мужья были реабилитированы, после смерти Сталина. Во второй раз — когда в 2007 году лично президентом Казахстана Нурсултан Назарбаев решил создать на месте лагеря «АЛЖИР» этот мемориальный комплекс. Туда привозят туристов, туда приезжали с детьми и сами женщины, отбывавшие наказание… Это очень знаменательное, памятное место.
Фото: 900igr.net
— Исторический период, к которому в более широком смысле относится существование лагеря, имеет еще один аспект. Известно, что коллективизацией в Казахстане, за которой последовали массовый голод и отток более чем полумиллиона казахов на территорию Китая, руководил Филипп Голощекин, один из организаторов расстрела царской семьи. Да и в репрессивном аппарате ОГПУ-НКВД в Казахстане работало много евреев. Разумеется, память жертв следует увековечить, но нет ли в республике мнения, что часть репрессий – «дело еврейских рук»?
— То, что часть руководства Советского Союза в период правления Сталина была евреями, не уменьшает и не увеличивает их преступлений. Кто их совершал – евреи, русские, грузины — на мой взгляд, не имеет никакого значения. Эта тема никак не поднимается здесь, в Казахстане. И, тем более, об этом никто не говорил на открытии памятника на месте бывшего лагеря «АЛЖИР».
Казахстан – интернациональная страна, здесь хорошо относятся к представителям разных народов. То, что мы особо отметили, что среди узниц лагеря было много еврейских женщин, — это правильно, потому что посольства других государств сделали тоже самое. Но я не думаю, что правильно делить узниц по национальному признаку, и в самой экспозиции такого деления, конечно, нет. Все прошли через одинаковые испытания, судьбы их сложились очень похоже.
Олег Линский, «Детали».
Иллюстрация:flickr.com
Мемориал и музей бывшего лагеря
http://detaly.co.il/pamyat-o-zhenah-vragov