Журнал издаётся при содействии Ассоциации русскоязычных журналистов Израиля ( IARJ )
имени Михаэля Гильбоа (Герцмана)

Наши награды:

Караул, грабят!

0

Автор: Евгения Ламихова

Телефонные аферы: «Репатриантов грабят среди бела дня, власти даже не знают масштабов»
К такому выводу пришли участники заседания комиссии кнессета по алие во время обсуждения проблем телефонного мошенничества против русскоязычных израильтян.

Явление телефонного мошенничества приняло в Израиле невиданные масштабы и еще больше усилится в 2025 году в связи с использованием искусственного интеллекта. Однако госслужбы Израиля, отвечающие за личную и финансовую безопасность граждан, похоже, даже не знают масштабов проблемы. Полиция не может назвать число открытых и доведенных до суда дел, отдел жалоб министерства алии «вообще не получал ни одного обращения по этому вопросу», а у Банка Израиля нет точных данных, сколько миллиардов шекелей было выведено со счетов граждан за время действия «русской аферы», как называют эту схему на сленге полиции. Обо всем этом шла речь на экстренном заседании комиссии кнессета по алие утром среды, 14 мая. В заседании участвовали жертвы мошенничества, представители релевантных госслужб и банков, русскоязычные депутаты. «Вести» следили за ходом заседания по прямой трансляции.
«Мою маму реально похитили и украли у нее 250 тысяч шекелей», — рассказала на заседании дочь пожилой женщины. «У меня украли 94 тысячи шекелей», — сообщил вышедший на пенсию врач. «У моей бабули хитростью забрали все сбережения», — рассказала внучка. Мало того, многие присутствующие депутаты и русскоязычные работники госслужб признались, что и им самим либо их родственникам звонили подобные мошенники.

Заседание вел и. о. председателя комиссии депутат Владимир Белиак (Еш атид). Он начал свое выступление с признания, что телефонные мошенники позвонили его теще. Даже этот единичный факт доказывает, какой масштаб приняла «русская афера». Похоже, в Израиле нет ни одного репатрианта, которого не коснулся этот развод — каждый стал либо получателем такого звонка либо знает человека, которому звонили мошенники.
В обсуждении прозвучали такие данные: только в 2024 году со счетов граждан были украдены 100 миллионов шекелей, а число жалоб на телефонных аферистов, поданных в министерство соцобеспечения, выросло на 20%. Вместе с тем представительница полиции, когда ей задали вопрос о числе открытых по этому поводу уголовных дел и динамике преступности, призналась, что такими данными не располагает.
Владимир Белиак сказал: «Явление «русской аферы» вызывает сильнейшее беспокойство, поскольку его жертвами становятся самые уязвимые категории населения — пожилые люди, репатрианты, а также пережившие Катастрофу. Мошенники пользуются доверчивостью людей и организуют телефонные звонки, в которых сообщается либо о попавшем в беду родственнике, либо о необходимости «помочь полиции и банку» предотвратить кражу «с вашего счета». Мошенники говорят по-русски и знают личную информацию жертв. Звонки поступают как из Израиля, так и из-за границы. Открыты 2000 дел о мошенничестве против пожилых людей. В 2022 году пострадавшие были обмануты на 70 миллионов шекелей. Однако действия полиции по их жалобам неэффективны, дела быстро закрываются без всяких результатов.
Мне кажется, что в последние недели явление усилилось, и мы хотим донести четкий посыл: все органы государства должны объединиться, чтобы положить конец этому явлению, затрагивающему сотни тысяч человек».
Депутат Татьяна Мазарская (Еш атид) высказала критику в адрес полиции, которая не открывала дела по жалобам потерпевших под предлогом, что «организаторы аферы находятся за границей — и полиции Израиля нечего с этим поделать». Она также четко высказала требование о компенсации жертвам. «Недостаточно просто признать явление и вести разъяснительную работу — банки обязаны вернуть пострадавшим их деньги. Люди хранят свои сбережения в банке, надеясь, что те будут надежно защищены, но, как мы видим, этого не произошло. Возникает вопрос: видели ли банки подозрительные переводы в реальном времени? Приняли ли они все необходимые меры для защиты клиентов? Деньги украдены здесь, в Израиле, и должны быть возвращены пожилым людям».
Присутствующая на заседании стажер-бухгалтер Дана Аксельбант рассказала, как ее бабушка стала жертвой мошенников прямо в День независимости: «У бабули раздался звонок. «Бабушка, бабушка, помоги мне», — послышался в трубке голос, похожий на мой. Потом некто якобы отобрал у меня телефон и сказал: «Ваша внучка ранила человека и сядет в тюрьму. Но сейчас ей еще можно помочь. Заплатите — и спасете внучку». Позже тот же человек приехал к бабушке домой и забрал у нее сумку с деньгами. Бабушка живет одна, это ее пенсионные сбережения, теперь у нее ничего нет.
Я открыла группу в WhatsApp, куда начали стекаться десятки похожих историй. Кто-то узнал, что обманули его мать, только после ее смерти. Другой человек перевел мошенникам огромную сумму — 480 тысяч шекелей. Аферисты держат вас на линии, запугивают и знают, как выманить деньги. Согласно нашему опросу, жертвы — это в основном один тип людей. Они живут отдельно, одни, не в доме престарелых. Как правило, на периферии, в районах, где нет камер видеонаблюдения, поэтому розыск и опознание аферистов затруднены».
На заседание пригласили доктора Льва Халамского, уважаемого врача. Сейчас ему 83 года. До 81-летнего возраста он продолжал работать врачом и был хорошо известен пациентам больницы «Рамбам» в Хайфе. Однажды ему позвонил человек по имени Павел и «признался», что украл с его счета 12 тысяч шекелей. Сразу после «Павла» доктору позвонили из «службы безопасности банка» и заявили о «подозрении, что у вора есть сообщник в банке». После этого к доктору направили курьера, который забрал его банковские карты. Одновременно доктор получил звонок с просьбой увеличить кредитный лимит. «Я увеличил, и с моего счета украли сначала 56 тысяч, а затем сумма достигла 94 тысяч. Когда я обратился в банк, то единственное, что там сделали, — отменили карты и сказали, что я сам виноват, отдав посторонним лицам карты и коды. Но я коды не давал! Женщина, снявшая мои деньги, сейчас в тюрьме. Эта банда обманула 47 человек».
«Я много слышу о том, что жертвой этих афер становятся пожилые репатрианты. Однако жертвой может стать каждый, не только пожилой. С помощью таких схем можно даже завербовать шпионов! — сказал на заседании адвокат Алекс Зернопольский. — Большинство дел о телефонном мошенничестве не расследуются, у семей и пожилых нет возможности собрать улики и доказательства. Некоторые вообще предпочитают не рассказывать о случившемся, потому что испытывают стыд. Речь идет об уязвимой группе населения, и мошенники этим пользуются».
Алекс Зернопольский отверг также мнение о том, что банки не несут никакой ответственности за телефонные аферы — ведь люди «сами», «по доброй воле» дают доступ к своим личным данным. «Ничего подобного, — сказал адвокат Зернопольский. — Банки несут ответственность — ведь они управляют нашими деньгами. Они могли бы, например, отмечать счета пожилых людей и при подозрительной активности блокировать перевод денег. Но им легче игнорировать проблему и не компенсировать убытки».
Депутат Евгений Сова (НДИ) предложил практические меры по работе с населением. Причем именно на русском языке и через СМИ, имеющие русскоязычную аудиторию. Будучи сам опытным журналистом, он посоветовал сделать разъяснительную работу систематической, привлечь к ней офицеров полиции и работников банков из числа репатриантов, говорящих с данной аудиторией на понятном языке и с помощью одних культурных кодов.
Ну, а что же полиция? Офицер отдела по борьбе с мошенничеством подполковник Ревиталь Йегошуа не смогла назвать число открытых и доведенных до суда дел по годам. По ее словам, на юге страны поданы обвинительные заключения по 33 делам, однако как обстоят дела в других местах, много это или мало по сравнению с предыдущими годами, ей оказалось неизвестно. Она также призналась, что не может точно сказать, «усиливается ли это явление, потому что нет точных данных». Единственное, в чем она оказалась уверенной, так это в том, что в ближайший год число мошенничеств может вырасти — из-за использования ИИ.
Подполковник уточнила, что «полиция ведет большую разъяснительную работу среди населения, чтобы повысить осведомленность граждан и научить их отличать подлинные звонки официальных служб от фальшивых». Однако в ее выступлении прозвучала фраза, что часть такой работы ведется на иврите, а вовсе не на русском языке — основной целевой аудитории «русской аферы».
Признаться, удивило выступление на заседании представителя министерства алии, главы отдела жалоб Юлии Осипович. «Ну, в наш отдел за последние три года жалоб на телефонное мошенничество не поступало. Хотя мошенники звонят даже лично мне». Юлия пообещала, что министерство «проведет лекции на русском языке в домах престарелых и выпустит разъяснительные листовки».
И вот наконец дошло до выступления представителя министерства связи — того самого, которое возглавляет министр Шломо Кари, систематически называющий репатриантов «гоями», которым «надо перекрыть дорогу в Израиль». Глава киберотдела минсвязи Зоар Бен-Давид заявил, что «злоумышленники, увы, всегда будут на шаг впереди, и искоренить это явление невозможно». Однако он признал, что сократить его — все-таки в силах министерства, которое получает из госбюджета немалые суммы на киберзащиту. «Мы изменили правила, и теперь можно блокировать поддельные израильские номера. С начала действия поправки заблокированы десятки тысяч номеров. Есть резкое сокращение жалоб по поддельным российским номерам», — сказал Бен-Давид.
Представитель Ассоциации банков Израиля Тиби Рабинович добавила: «Мы говорим о серьезной проблеме, которая только расширяется. В 2024 году у граждан украдено 100 миллионов шекелей, и было предотвращено хищение еще 1,2 миллиарда. Мы пытаемся создать механизм обмена информацией между банками, но пока безуспешно. Хотя за границей это уже работает».
В заключение заседания Владимир Белиак подытожил: «Охват мошенничества растет, и все соответствующие органы должны действовать решительно против этого явления. Необходимо создать межведомственную группу для координации работ в этом направлении, возможно, под руководством министра юстиции. Необходимо также собирать и анализировать данные — я не понимаю, как можно бороться с явлением и изучать его динамику, если не собирать соответствующие показатели. Мы вернемся к этому вопросу и проверке сделанного в июне».

Иллюстрация: 91111.ру

https://www.vesty.co.il/main/article/sjkwz1gzee

 

Поделиться.

Об авторе

Alexander Zabuty

Ph.D, of Animal science, professor

Прокомментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.