Автор: Эдуард Блокчейн
Появление мацы неразделимо связано с празднованием Песаха и восходит своими корнями к Исходу евреев из Египта. Именно тогда впервые появились лепешки из теста, которое не прошло процесса сбраживания. После этого к каждому празднованию Песаха в продолжение уже нескольких тысячелетий евреи готовят такие лепешки.
Данная традиция сохранилась до сих пор. Однако времена менялись, скорость жизни людей многократно увеличилась, поэтому многим евреям просто стало не хватать времени для приготовления мацы в домашних условиях. Выходом могло стать фабричное изготовление таких лепешек, однако существовали вполне обоснованные сомнения в их кошерности.
Ситуация казалась неразрешимой, пока не появился Рабби Манишевиц, создатель фабричной абсолютно кошерной мацы. Для многих людей, возможно, это станет откровением, но известный бренд «Маца Манишевиц» носит имя реального человека, много сделавшего для того, чтобы изменить у населения отношение к кошерной еде.
А начиналось все в XIX столетии в Российской империи, на территории, где сейчас располагается небольшая прибалтийская республика Литва. Именно там родился мальчик Дов Бер Абрамсон, который впоследствии и стал тем самым Манишевицем. Однако сначала его отдали в обучение к известному тогда ученому раввину Исраэлю Салантеру. Этот человек фокусировал своих учеников на морали и нравственном совершенствовании, и Дов Бер в совершенстве постиг эту науку.
Когда Абрамсон подрос, то начал работать еврейским мясником-шойхетом, четко придерживавшимся правил шхиты. Для людей, исполняющих правила кашрута, высокие религиозные и моральные принципы Дов Бера были важным фактором, поэтому услуги Абрамсона пользовались большой популярностью. Она-то, в конечном итоге, и помогла Дов Беру выехать из России в Америку, что, правда, не обошлось без определенных трудностей. Ему пришлось воспользоваться паспортом умершего человека, носившего при жизни фамилию Манишевиц и уже под новым именем вместе с женой отправиться за океан.
Местом нового пребывания четы стал Цинциннати, где местной еврейской общине требовался шойхет. И там Дов Бер не изменил своим принципам: придерживаться в работе самых высоких кошерных стандартов. За это его уважали окружающие, и он мог расширять свой бизнес, тем более, что идеи ему подсказывали сами евреи.
Для празднования Песаха многие семьи, занятые на работе, не успевали изготовить мацу, и Мaнишeвиц занялся этим производством. Он организовал компанию «Мaца Цинциннати», продукция которой вскоре стала весьма востребованной среди евреев, проживавших в районе.
Через некоторое время фирма Манишевица стала весьма серьезным поставщиком мацы в регионе, однако, видя спрос, у нее появились конкуренты. Причем, конкуренция была крайне недобросовестной. Ныне она именуется контрафактом, когда под маркой известного бренда выпускается собственная продукция, иногда весьма сомнительного качества. Тогда Дов Бер пошел на нестандартный шаг, он сменил название.
Впрочем, это было только частью борьбы с конкурентами. В изготовлении мацы требовалось найти нечто новое, каковым могло стать только фабричное производство, позволявшее существенно увеличить изготовление собственного продукта. К слову, до этого и сам предприниматель выпускал мацу ручного изготовления, которая, конечно, была качественной и отвечавшей стандартам кошерности, однако количество ее было крайне незначительным.
К началу ХХ века данный вопрос окончательно созрел. Все больше продукции выпускалось фабричным способом, дошел черед и до изготовления мaцы. Однако здесь возникали серьезные сомнения в кошерности готового продукта.
В машинах есть множество мелких деталей, которые просто нет возможности начисто отмыть от теста, поэтому кошерный продукт от простого соприкосновения с таким тестом мог превратиться в хамец, т.е. начать киснуть – что запрещено на Песах. Кроме того, в фабричном производстве оптимальными являлись прямоугольные формы, а маца ручной работы – традиционно круглая лепешка.
Рабби Манишевиц решил подойти к проблеме со всей серьезностью. Он провел консультации с известнейшими раввинами Нью-Йорка, обращался к иудейским священнослужителям из Палестины, после чего начал продумывать нестандартный метод изготовления мaцы. И он появился. Метод заключался в разделении оборудования. Одно служило для замеса теста, другое – для его раскатки, а третье – для выпекания. Таким образом, соблюдались правила кашрута.
Благодаря консультациям с раввинами Манишевиц смог избежать и проблемы с повторным использованием остающихся фрагментов теста. Он начал выпускать мацу квадратной формы. И к этому нестандартному подходу вскоре привыкли. Сам же предприниматель продвигал свой продукт как самое кошерную мaцу в мире.
А так как клиенты были абсолютно уверены в кошерности продукта, новая лепешка Манишевица стала весьма популярной. После этого рабби пошел еще дальше. Он расширил ассортимент товара, начав выпускать измельченную мaцу «фарфель». Ее стали приобретать евреи, любившие крошить мацу для добавления ее в суп.
Когда в 1914 году Манишевиц умер, дело его жизни подхватили пятеро его сыновей. Они сообща возглавили компанию, продолжив продвигать в жизнь новые идеи. Чтобы быть ближе к крупному рынку сбыта, братья отошли от периферийного Цинциннати и построили крупную фабрику в штате Нью-Джерси, получив доступ к рынку Нью-Йорка.
Это произошло в 1932 году. Тогда же они поставили почти тысячу тонн мацы в СССР, куда завоз заграничных продуктов формально был запрещен. Правда, для советских евреев было сделано исключение.
Но компания Манишевиц пошла еще дальше, начав выпускать другие кошерные продукты: супы, консервы, варенья и прочее. В 1956 на рынок поставлялось уже более 70 наименований продовольствия, а сама фирма превратилась в культовый американский бренд. Сейчас продукция компании Манишевиц производится не только в США, но и в Израиле, как и 100 лет назад, продолжая пользоваться высокой популярностью.
Иллюстрация: Рав Манишевиц и его культовая компания — Имрей Ноам
https://isralove.org/load/2-1-0-2907?utm_source=email