Журнал издаётся при содействии Ассоциации русскоязычных журналистов Израиля ( IARJ )
имени Михаэля Гильбоа (Герцмана)

Наши награды:

О чем умалчивает отчет о зарплатах в госсекторе Израиля

0

Одна из любимых тем экономической прессы в день публикации отчетов о зарплате в госсекторе — это сравнение зарплаты в госсекторе и средней зарплаты в израильском народном хозяйстве. Но это проблематичное и, возможно, даже искаженное сравнение.

Госсектор и частный сектор — два очень разных «организма». В госсекторе 41 процент людей с академической степенью, по сравнению с 17 процентами в частном секторе. Госсектор намного меньше частного (менее четверти) и предложение профессий в нем ограничено. В нем нет сотен тысяч кассиров и охранников. В нем много профессиональных сотрудников и должностей, требующих длительного обучения.

Публикация сравнительных суммарных цифр – на центральном месте в отчете о заработной плате в госсекторе, при том, что само сравнение проблематично, и без раскрытия параметров, влияющих на заработную плату, возможно, указывает на попытку представить заработную плату в госсекторе в негативном свете.

Самый эгалитарный сектор

Весьма важным показателем, которому уделяется слишком мало внимания, является степень равенства зарплаты работников госсектора по сравнению с другими секторами. Разрыв между средней заработной платой (рассчитанной как среднее арифметическое) и медианной заработной платой (рассчитанной так, что 50 процентов работников получают меньше, а 50 процентов — больше ее) у госслужащих значительно меньше, чем разрыв в других секторах экономики.

Средний разрыв между верхним децилем и нижним децилем в государственных учреждениях составляет 2,5 раза, по сравнению с 8 (!) разами по экономике в целом. Разрыв в зарплате между мужчинами и женщинами здесь также существует, но он значительно меньше, чем в частном секторе: в государственных учреждениях работница зарабатывает в среднем 84 процента от заработной платы работника по сравнению с 68 процентами в экономике в целом.

В чем можно обвинить госсектор, так это в нарушении гендерного равенства, поскольку уровень занятости женщин здесь значительно ниже, чем доля женщин в населении. Однако, с другой стоны, можно отметить, что если разрыв в зарплате между меньшинствами и всем населением в израильской экономике составляет 34 процента, то в госсекторе он составляет всего 7 процентов.

Снижение заработной платы после 45 лет – проблема частного сектора

Один из возмутительных графиков в отчете — тот, который сравнивает зарплату и балл по психометрии. Согласно графику, высокий показатель психометрического теста (сам по себе неоднозначный) дает гораздо более высокую отдачу (то есть связан с более высокой зарплатой) в частном секторе, чем в государственном.

Рядом с графиком указано: «Барьер: разрыв между зарплатой работников и их квалификацией». Неявное предположение (нет другого способа объяснить это) состоит в том, что тот, кто «умнее», должен получать больше денег. Должен ли государственный орган применять подобные представления? И является ли психометрический тест исключительным мерилом навыков и ума?

Еще один «барьер», выражаясь языком отчета, — «автоматическое повышение заработной платы взависимости от стажа работы». Заработная плата в госсекторе непрерывно повышается до 50 лет, после чего остается относительно стабильной по сравнению с зарплатой в частном секторе, которая к 45 годам достигает максимума и начинает падать.

Это — свидетельство проблемы в Государстве Израиль. Очень прискорбно, что заработная плата в частном секторе падает перед выходом на пенсию. Тот факт, что зарплата в госсекторе стабилизируется в последнее десятилетие перед выходом на пенсию (и не обязательно увеличивается, как подразумевается в отчете), является заслугой механизма оплаты труда в госсекторе.

«Корона» доказала, насколько важно для Израиля иметь хорошо функционирующий госсектор, обеспечивающий «безопасность занятости» работников. Следует задавать вопросы об уровне производительности труда, их мотивации, структуре занятости и ее динамике, но было бы неправильно решать эти вопросы так, чтобы это наносило ущерб заработной плате, гарантии занятости и увеличивало разрыв между работниками, как это наблюдается в частном секторе.

Гарантия занятости и равная оплата труда являются экономическим, социальным и культурным достоянием. Возможно, удастся создать в министерстве финансов отдел «уполномоченного по заработной плате в частном секторе», который будет выпускать отчет с данными о том, как сократить разрыв в заработной плате, гендерный разрыв, интегрировать меньшинства и обеспечить сотрудникам гарантии занятости до и после выхода на пенсию.

Автор: Таль Каспин, «Давар ха-овдим б’Эрец Исраэль», И.Н.

Иллюстрация:
isralove.org

https://detaly.co.il/o-chem-umalchivaet-otchet-o-zarplerm=1274453&utm_content=9107948

Поделиться.

Об авторе

Наука и Жизнь Израиля

Прокомментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.