Журнал издаётся при содействии Ассоциации русскоязычных журналистов Израиля ( IARJ )
имени Михаэля Гильбоа (Герцмана)

Наши награды:

Как работают вместе Тора и наука, или зачем известным ученым религия?

0

24ac30b26a0d2d6e9f01f5bc1ac7afbe

04.11.2016 Фото: Роман Янушевский

Автор: Пинхас Полонский , Ph.D.

Профессор Шломо Гендельман получил в этом году номинацию «Человек года” на 9 канале за вклад в израильскую науку. Сделавший алию из Москвы тринадцать лет назад выдающийся ученый и профессор Техниона – специалист в области теоретической физики и механики. В частности, ему принадлежит разработка метода, способного эффективно гасить колебания в важнейших инженерных структурах: мостах, крыльях самолетов, высотных зданиях в сейсмоопасных зонах, в емкостях для опасных жидкостей. Лауреат премий Американского физического общества, Британского института инженеров и Армии обороны Израиля.

При этом он ортодоксальный иудей, религиозный сионист, который не только постоянно изучает Тору но и преподает ее. Живет со своей семьей в религиозном квартале Хайфы.

Как же совмещаются высокие достижения в науке с религиозной ортодоксальностью, и зачем учёному нужна религия? Ниже отрывки из его интервью на эту тему.
Пинхас Полонский:  В чем смысл религии сегодня?

Шломо Гендельман : Роль религии сегодня, как и всегда – понимание и ощущение смысла жизни. Это она мне и дает. И это, собственно, является главной ее сегодня задачей. Чуть ли не единственной.

Пинхас Полонский: Может ли ученый и современный человек считать Тору истинной?

Шломо Гендельман: Я считаю, что да. И я сам считаю, что Тора истинна. Лучшее подтверждение этого – еврейская история. Можно сказать, что Тора (если она, не дай Бог, нуждается в подтверждении), проверяется отчасти тем, что ее применение к реальности дает позитивный результат. Конечно, это не является объективным доказательством, поэтому истинность Торы – в любом случае, предмет веры. Вера и означает, что научного доказательства в этой области не существует – ни у меня, ни у кого другого. Бога нельзя схватить за руку, нельзя ни доказать, ни опровергнуть истинность Торы, и то, и другое является нашим выбором. Но я выбрал верить в ее истинность, и я полагаю такой выбор правильным.

Пинхас Полонский: Какова связь между религией, религиозностью и этикой?

Шломо Гендельман: Корни этики – в религии. Конечно, этика настолько пропитала, к счастью, человеческое сообщество, что вопрос о корнях кажется уже не таким важным. Но и сегодня от человека в кипе автоматически ожидают более морального, более совершенного этического поведения, чем от человека без кипы. Я слова не скажу в защиту так называемых журналистов, которые никогда не забудут упомянуть о том, что в скандале замешан соблюдающий еврей, а еще лучше – раввин. Заметим, однако, что такие сентенции находят отклик у читателей. И причина проста: если уж человек внешне выглядит, как соблюдающий еврей, то это должно как-то отражаться в его внутреннем мире и в его поведении по отношению к окружающим. Не дай Бог, чтобы от нас перестали этого ожидать. Не приведи Господь, если вдруг народа действительно забудет о том, что люди в кипе должны вести себя лучше. Вместе с тем, религия не гарантирует этического поведения. То, что человек идентифицирует себя с религией, носит кипу, это вовсе не гарантия, что он будет вести себя как приличный человек. Стопроцентной гарантии никто не даст. При всем при том, хотя у меня нет статистической информации, но я вижу вокруг себя, что люди, которые таки молятся три раза в день, в среднем ведут себя лучше, меньше воруют, меньше убивают, меньше совершают подлостей. Это меньше, чем хотелось бы, но все-таки уже кое-что.

Пинхас Полонский :Зачем наука религиозному человеку?

Шломо Гендельман: Наука – это практическое исполнение заповеди, данной всему человечеству на 6-й день творения: управлять этим миром. При этом нет у нас задачи согласовать начальные главы сотворения мира с физикой. Из книги Берешит мы должны вынести урок, как нам жить, а не урок, как Бог творил мир. Задача человека – самому разобраться, с Божьей помощью, в том, как устроен и функционирует материальный мир. На то ему даны соответствующие способности. Все научные вопросы нам положено решать самим. В Торе нет ответов на задачи из математического задачника.

Пинхас Полонский: Каково религиозное значение государства Израиль?

– Мой учитель, кстати, вполне харедимный, рав Давид Вайс, говорил про государство, что это улыбка Бога. Воссоздание государства – это уникальный шанс перевести еврейский народ на совершенно новый уровень развития. Это начало мессианского процесса. Себя я самоопределяю как религиозного сиониста. И я разделяю точку зрения Виленского Гаона насчет того, что в галуте народ был просто мёртв. Сейчас, с Божьей помощью, начинает оживать, но это очень непростое дело – ожить после двухтысячелетней смерти.

* * *
Ответы профессора Гендельмана записаны в рамках серии интервью Пинхаса Полонского с религиозными учеными.

Иллюстрация: YouTube: на фото д-р Пинхас Полонский

http://9tv.co.il/news/2016/11/04/233881.html

Поделиться.

Об авторе

Наука и Жизнь Израиля

Прокомментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.