Дэвид Робсон
BBC Future
15 апреля 2016
Метеоризм — это не просто повод для смущения. Он может быть важным показателем состояния здоровья организма, выяснил обозреватель ВВС Future.
Мне неловко об этом говорить, но у врачей явно проблемы с метеоризмом: на данный момент они почти ничего не знают о пузырьках, формирующихся в кишечнике.
«То, что выходит через задний проход, позволяет составить представление только о последних 20 см кишечника», — утверждает Питер Гибсон, сотрудник Университета Монаша в штате Виктории (Австралия).
Гибсону интересно, что происходит на оставшемся участке желудочно-кишечного тракта протяженностью 130 см и вызывает в итоге характерный выхлоп.
◾Зачем ученые изучают запах потных ног
◾Зачем нам подбородок?
◾ Удивительный мир человеческого пупка
Пищеварение зависит от тонкостей взаимодействия между генами, режимом питания, метаболизмом и мириадами микроорганизмов, живущих в человеческом теле.
Каждый из этих факторов может сыграть свою роль в газообразовании. Эти значит, что изменения в составе газов, индивидуальном для каждого человека, могут быть признаком серьезных заболеваний, влияющих на любой из этапов этого процесса.
«Кое-что нам известно, но дойти до сути происходящего очень сложно», — сетует Гибсон.
Для решения этой проблемы коллектив ученых, в котором он работает, пытается создать зонд, способный пройти по всему кишечнику, замеряя объем выделяемых газов на каждом этапе пищеварения.
Getty Images Olivia Howitt
Image caption
Пузырьки, образующиеся в животе, всасываются в кровь и попадают в дыхательную систему
То немногое, что нам известно на данный момент, со всей очевидностью указывает: метеоризм дает богатую пищу для исследований.
К примеру, избыточная выработка водорода и метана, судя по всему, может являться признаком проблем с усвоением углеводов, в результате чего в организме начинается процесс брожения непереработанных крахмалов и сахаров.
У людей, страдающих спастическим колитом, избыток метана может также привести к нарушению перистальтики кишечника и к запорам.
Как ни странно, самым популярным методом исследования метеоризма является дыхательная проба
К сожалению, мы не можем точно установить, где именно в организме образуется метан. «Принято считать, что он вырабатывается в нижней части толстой кишки, но наверняка мы этого не знаем», — говорит Гибсон.
Резкий запах тухлых яиц кишечным газам придает сероводород. Помимо дискомфорта, который может причинить это явление в закрытом помещении, хронический метеоризм может указывать на повреждение слизистой оболочки кишечника, воспалительное заболевание или даже рак прямой кишки.
«Это лишь один из примеров того, как газы могут поведать нам многое о работе организма», — рассказывает Гибсон.
До сих пор исследование метеоризма не проводится напрямую. Как ни странно, самым популярным из них сейчас является дыхательная проба.
Поскольку пузырьки, образующиеся в животе, всасываются в кровь и попадают в легкие, в дыхании человека можно заметить следы кишечных газов.
К сожалению, это не дает никакого представления о том, где они образовались. В любом случае картина может получиться смазанной из-за присутствия других запахов тела, например, газов, которые вырабатывают бактерии в межзубном пространстве.
Еще одним способом является ферментация пробы кала — при этом должны вырабатываться газы, аналогичные по составу газам, образующимся в кишечнике, хотя и таким образом выявить проблемы на ранних этапах пищеварения не получится.
Гибсон с коллегами полагают, что решением проблемы может стать миниатюрный датчик, который можно будет глотать, как таблетку.
Проходя по организму, он с определенной периодичностью будет осуществлять забор проб газов и передавать информацию на планшет.
Кроме того, он может замерять такие показатели, как температура тела и уровень кислотности, что позволит лучше определить его местоположение в кишечнике.
Особенно важны эти сведения в конце маршрута. «Необходимо понимать, в какой момент он выйдет через задний проход, но определить это затруднительно, поскольку выходить он будет вместе со стулом», — поясняет Гибсон.
Чем больше мы углубляемся в тему, тем больше открывается возможностей
Питер Гибсон
Однако температурный датчик может обеспечить немедленное уведомление: «Если температура упала, значит, датчик уже находится вне организма».
Так врач сможет получить данные о каждом этапе маршрута этой «таблетки» в режиме реального времени.
Ученые уже испытали на свиньях один из первых прототипов и теперь рассчитывают в течение ближайших нескольких месяцев начать исследования на людях.
Как только будет подтверждена безопасность и эффективность такого датчика, Гибсон планирует создать библиотеку сведений о взаимосвязи между составом газов и различными заболеваниями и образом жизни.
Далее можно будет изучить непосредственное влияние терапии на течение некоторых заболеваний, сопровождающихся метеоризмом.
Поскольку считается, что метан вызывает запоры, Гибсон надеется понять, на каком участке и на каком этапе это происходит.
«В таком случае необходимо найти средство, способствующее сокращению образования метана, — просто изменение режима питания или слабительный препарат, — говорит Гибсон. — Эта проблема до сих пор не решена во всем мире, но и мы не узнаем точного ответа на этот вопрос, пока не проведем соответствующие исследования».
Энтузиазма Гибсону определенно не занимать. «Это так увлекательно! Чем больше мы углубляемся в тему, тем больше открывается возможностей», — говорит он.
Остается надеяться, что чудо-зонд оправдает ожидания, и исследование не окажется просто пшиком.
◾Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.
Иллюстрация: nibler.ru
https://www.facebook.com/granenyi/posts/1779281122302157?notif_t=notify_me¬if_id=1460755547242219