Автор : проф. Михаил Иоелович
В статье обсуждается история развития культуры и науки в Древнем Египте. Рассматриваются такие темы как письменность, религия, математика, ирригация, архитектура и строительство и др. Особое внимание уделено египетским пирамидам.
History of Culture and Science — Ancient Egypt
Michael Ioelovich
The article discusses the history of the development of culture and science in ancient Egypt. Such topics are considered as writing, religion, mathematics, irrigation, architecture and construction, etc. Particular attention is paid to the Egyptian pyramids.
Приблизительно 3000 лет до н.э. в Древнем Египте появилось первое государство – Раннее царство, во главе с царем – фараоном. Фараоны первой династии – Менес, Нармер и др. объединили Верхний и Нижний Египет в одно государство со столицей Мемфис. Это государство возникло и существовало почти одновременно с другим великим государством древности – Шумером, внесшего значительный вклад в развитие цивилизации (https://nizinew.com/nauka/gumanitarnye-nauki/istoriya-kultury-i-nauki-drevnyaya-mesopotamiya.html).
Главной житницей Египта являлись плодородные земли по берегам Нила, которые периодически затоплялись рекой. В результате земля увлажнялась и удобрялась илом, что повышало плодородность почвы. Поэтому специальные жрецы ежегодно контролировали уровень воды в Ниле, чтобы прогнозировать начало и конец разлива Нила.
Древние египтяне построили оригинальную бассейновую ирригационную систему, которая была призвана как можно дольше держать воду на полях. Для этого египтяне разделили долину Нила продольными и поперечными дамбами на большие и малые бассейны, подобно гигантской шахматной доске. Накануне разлива Нила египтяне прорывали сквозь высокие нильские берега каналы, по которым вода поступала в бассейны, откуда ее потом распределяли по полям. Когда ил оседал, паводковую воду отводили назад, в реку. Вода заодно промывала грунт, оберегая его от засоления. Нильский ил, который оставался на полях, сохранял влагу в течение двух месяцев. Этого времени вполне хватало для созревания зерновых культур. Бассейновая система ирригации в Египте оказалась значительно эффективнее, чем дренажная в Месопотамии. Она обеспечивала стабильные и достаточно высокие урожаи зерновых культур и оказывала меньшее давление на природу. Вода в каналах находилась только во время разлива Нила, около двух месяцев, а остальное время они оставались сухими.
Для религии был характерен политеизм – поклонение разным богам, которым стоили храмы и которым служили жрецы. Одни боги почитались в всем Египте – солнечный бог Атум, бог мертвых Осирис, бог воздуха Шу, бог земли Геб, богиня неба Нут и др. Боги нижней ступени группировались по семейному принципу или составляли определенный круг. Например, в круг бога мертвых Осириса входили Исида, Нефтида, Хор, Тот и Анубис. Были и местные боги, Себек, Монту, Амон и др. В Древнем Египте был распространен культ почитания животных и птиц, поэтому быка, крокодила, льва, шакала, сокола и других также обожествляли. Во многих случаях известных богов изображали с головами животных и птиц. Так, Тота изображали с головой ибиса. Богиня Хатхор ассоциировалась с коровой. Анубиса изображали с шакальей головой или в виде лежащего шакала.
Древние египтяне веровали в загробную жизнь. Они считали, что душа и дальше способна жить, если тело не было связано с мирскими грехами. Поэтому египтяне жрецы разработали технологию мумификации. Загробная жизнь постоянно была в центре внимания египетской цивилизации. Ее проявления отобразились также и в архитектуре и строительстве. Так, огромное количество времени, средств и человеческих ресурсов было потрачено для сооружения гробниц.
Гробницы Раннего царства были представлены мастабами, которые, были построены из кирпича-сырца. Наземная часть мастабы была прямоугольной формы с небольшим наклоном. Ее длина превышала ширину в четыре раза, а высота строения составляла около 10 метров. Мастабу строили по направлению с севера на юг. Древние египтяне верили, что именно такое размещение дает им доступ к загробному царству. В наземной части гробницы располагалось маленькое святилище, куда священники и члены семьи приносили еду и другие вещи для поддержания души усопшего. Египтяне верили, что за душой нужно ухаживать, чтобы человек продолжал свое благополучное существование и в загробной жизни.
В период Раннего царства уже сложилась Египетская письменность – иероглифы. Сперва писали стилом на глиняных табличках, а позднее кисточкой с чернилами на специальном писчем материале – папирусе. Для его изготовления использовалось водно-болотное растение (Cyperus papyrus), принадлежащее семейству Осоковых. Технология изготовления папируса известна лишь приблизительно. На начальном этапе растения отбирались, очищались от коры, корней и верхушек. Затем подготовленные растения продольно разрезались на ленты. Ленты укладывались на столе, увлажненном водой из Нила, в виде горизонтального слоя, а на них сверху накладывался слой вертикально-ориентированных лент, после чего слои спрессовывали с помощью тяжелого плоского камня и высушивали на Солнце. После сушки листы папируса отбивали молотком и выглаживали. Полученные листы склеивали торцами для изготовления свитков — горизонтальным слоем вовнутрь вследствие того, что именно этот слой считали лицевым и использовали для записей или рисования.
Уже в Раннем царстве египтяне достигают высокого уровня образования и науки, особенно в области математики и астрономии. Египетские математики (обычно жрецы) пользовались десятеричной системой счисления. Но эта система не была позиционной. Хотя в ней использовались символы цифр, позиция этих цифр в числе не означала разряд. Число выражалось как комбинация нескольких символов означающих единицу, десяток, сотню, тысячу и т.д. Египетские математики того времени могли приблизительно находить число π и умели рассчитывать площади простых фигур. В астрономии древние египтяне вели наблюдения движения Луну, Солнца и некоторых планет. Наблюдали созвездия и дали им названия. Раннее царство просуществовало 300-400 лет после чего сменилась Древнем царством, достигшего впечатляющего уровня развития во всех областях.
Экономика Древнего царства основывалось на строительстве, ремеслах и поливном земледелии. Дальнейшее развитие получила ирригационная оросительная система, регулирующая подачу вод Нила на поля. Площадь орошаемых земель заметно увеличилась, что сразу же повлияло на количество собираемого урожая. Благодаря своей ирригационной системе, древние египтяне могли получать изобилие пищи, что позволяло свободному населению и особенно знати уделять больше времени развлечениям, искусству, культуре, образованию, науке и технологии, строительству и другим видам деятельности.
Основной злаковой культурой был ячмень и в меньшей степени пшеница. Развивалось также садоводство, овощеводство, птицеводство и рыболовство. Большое значение имело выращивание винограда, льна и хлопка. Виноград использовался для производства вина, а из льна и хлопка изготавливали ткани и одежду – в первую очередь для фараона, знати и жрецов. Бедняки носили лишь набедренную повязку, иногда и короткую рубаху без пояса.
В военном деле и в гражданской сфере широко использовались изделия из меди. В отличие от Шумера, медь в Древнем царстве использовалась мягкая, без добавки олова. Поэтому, медные орудия и инструменты быстро изнашивались и их приходилось часто заменять. Тем не менее, благодаря широкому применению медных инструментов получило развитие строительство из мягкого камня — известняка. Хотя было известно и метеоритное железо, но оно было редким и массового применения не получило.
В качестве строительных материалов использовались кирпич-сырец и известняк. Из кирпича строили хижины и гробницы типа мастабы. Из известняка делали скульптуры, строили дворцы, в затем и пирамиды.
Керамические сосуды и керамическая посуда создавались при помощи гончарного круга. Из глины изготавливались также разнообразные виды керамических плиток. Древние египтяне изобрели и использовали стекловидный материал, известный как египетский фаянс, который изготавливали из кремнезема, извести и соды, с добавкой меди в качестве красителя. Исходные порошкообразные материалы смешивали с водой для получения пасты, которую наносили на глину и обжигали. Из такого фаянса изготавливали бусы, статуэтки и другие украшения. В Древнем Египте умели изготавливать различные виды стекла как обычного, так и окрашенного. Диапазон цветов стекла включал жёлтый, красный, зелёный, синий, фиолетовый и белый. Изготавливали также прозрачное и или непрозрачное стекло.).
В Древнем Египте была развитая деревообработка, основанная на привозной древесине -ливанском кедре, эбеновом дереве и некоторых других породах древесины. Деревообработка использовалась главным образом для изготовления мебели для фараонов, знати, чиновников и жрецов. Для этого использовались медные инструменты – ножи, пилу, долото и сверло.
Большого развития получил водный транспорт – лодки и более крупные речные суда. Для их строительства применяли как древесину (например, ливанский кедр), так и папирус. Эти суда двигались в основном при помощи весел, но для больших судов использовались также и паруса. В длину наиболее крупные египетские ладьи достигали 35-40 метров, а их максимальная скорость составляла 10-12 км/ч.
Образование в Древнем Египте ценилось высоко, но получить его могли не все. Дети часто наследовали профессии своих отцов. Обычно до 4 лет дети обучались дома, а затем получали общее образование. В 7-16 лет наступал следующий этап обучения по специальности: ремесленники и художники перенимали опыт мастеров. Дети высокопоставленных и образованных чиновников могли избирать не только профессию писца, но и врача, юриста, чиновника или жреца. Обучение детей из семей фараона и знати проходило во дворцах, а детей жрецов – в храмах. В школьную программу детей фараона, знати, жрецов и высокопоставленных чиновников входили такие дисциплины как каллиграфия, чтение, математика, астрономии, история, этикет, медицина, музыка и гимнастика. Будущих дипломатов и переводчиков учили аккадскому языку, являвшемуся дипломатическим языком. Дисциплина и послушание ученикам (кроме детей фараона) прививались путем наказания розгами. По окончании обучения ученики сдавали экзамены. Обучение детей из простого народа оканчивалось в 10 лет после чего их направляли на сельскохозяйственные, строительные и другие работы.
Дальнейшего развития получила математика, которая использовалась в образовании, астрономии, а также в практических целях — в земледелии, строительстве (гробницы, пирамиды, дома, дамбы, каналы) и в других областях. Египетские математики знали разнообразные действия с целыми числами и дробями, умели производить арифметические операции, возводить в степени и извлекать корни, определять среднее арифметическое нескольких чисел, были знакомы с арифметической и геометрической прогрессией, могли находить соотношения, умели решать уравнения первой и второй степени с одним неизвестным. В области геометрии древние египтяне предложили «красивейший из треугольников» — прямоугольный треугольник с соотношением сторон 3:4:5, который активно использовался для построения прямых углов землемерами и архитекторами. Древнеегипетские математики знали формулы для расчета площади треугольника, прямоугольника, трапеции и произвольного четырёхугольника. Например, площадь четырёхугольника со сторонами a, b, c, d вычислялась приближённо как:
S= 0.25(a+b)*(c+d)
Эта формула давала приемлемую точность, если фигура была близка к прямоугольнику. Площадь круга вычислялась с погрешностью менее 1 %, исходя из соотношения: число π = 4(8/9)^2 = 3,1605.
Египтяне знали также формулы для расчета объемов параллелепипеда и цилиндра, а также целой и усечённой пирамиды. Например, объем усечённой пирамиды вычислялся достаточно точно с помощью формулы:
V = (h/3) (aа + ab + bb).
в которой стороны нижнего и верхнего основания пирамиды составляют a и b соответственно, а ее высота h.
Историки не нашли у древних египетских математиков каких-либо доказательств или пояснений расчетов и формул — конечный результат просто приводился. Такой способ изложения математического материала наводит на мысль о том, что математика там развивалась без теоретических обоснований — путем догадок, многочисленных проб и исправления ошибок, а возможно и путем заимствования, например, у математиков Древней Месопотамии.
Астрономия в Древнем Египте была имела важное значения и не только для изучения небесных объектов, но и для практических нужд — уточнения календаря и прогноза наиболее благоприятного времени для начала и завершения сельскохозяйственных и других работ. Кроме Солнца и Луны, древнеегипетские астрономы дали наименование пяти планетам: звезда южного неба – Юпитер, восточная звезда — Сатурн, пересекающая звезда — Венера, красный Гор (Хор) — Марс и планета Сета — Меркурий. Им были известны также звезды, например, Сириус, и созвездия (деканы): Мес -Большая Медведица, Сах — Орион и др.
В Древнем Египте был создан собственный календарь, просуществовавший вместе с Египетской цивилизацией не менее 3 тысячелетий. Происхождение этого календаря было связано с Сириусом — яркой звездой тропического небосвода. В Древнем Египте начало восхождения Сириуса совпадал с летним солнцестоянием и предшествовал разливу Нила, и поэтому с него начинался Новый год. А промежуток времени между двумя гелиакическими восхождениями Сириуса составлял 365.25 дней. Однако для удобства в основу продолжительности года египтяне приняли целое число дней — 365. Таким образом, за каждые 4 года календарь отставал от солнечного года на 1 сутки. Но через 1460 лет начало календарного и солнечного годов совпадало. Этот цикл в 1460 лет назывался Великим годом богини Сопдет, которую олицетворяли с звездой Сириус.
Год в свою очередь делился на 3 сезона по 4 месяца каждый, т.е. составлял 12 месяцев, а каждый месяц включал 30 дней. Таким образом получали 360 дней (12 месяцев по 30 дней), а остальные 5 дней, не вошедшие в календарь, добавлялись в конце последнего месяца, чтобы получить год длиной 365 дней. Доказано, что употребляемый в настоящее время григорианский календарь развился из древнеегипетского.
Кроме солнечного, в Древнем Египте использовался и лунный календарь — для определения даты религиозных праздников, а также для определения начала различных этапов сельскохозяйственных работ и других целей.
В середине II тысячелетия до н. э., после ознакомления с шумерско-вавилонской системой, египтяне начали делить сутки на 12 ночных и 12 дневных часов. Дневные часы определялись солнечными часами, а ночные — водяными.
Астрономами — наблюдателями и толкователями движения небесных светил, были жрецы. Причем их деятельность была не только познавательной, но и сугубо практической – от них требовалось определять благоприятное время для посева и сбора урожая. При составлении прогнозов сезонов разлива Нила, сбора урожая, засухи и др. явлений жрецы использовали сведения храмовых библиотек, в которых хранились подробные данные о астрономических и природных наблюдениях прошлых лет.
В религии древний бог Атум был вытеснен богом Солнца Ра. Возникает и расширяется культ таких богов как Гор или Хор (бог неба), Птах (бог-творец, демиург), и др. На почве гелиопольской системы верований складывается дальнейшая абсолютизация власти фараона, начиная с IV династии, почитаемого как сын Ра и земное воплощение бога Гора.
На лидирующие позиции выходит культ Птаха, когда в Древнем царстве начали широко развиваться ремесла и строительство. Для древнего египтянина мастерство было понятием мистическим — они видели, что в результате работ мастеров с металлом, камнем и деревом появляются новые сооружения, изделия и произведения искусств, что меняет окружающий мир. При этом они верили, что изменение действительности происходит благодаря помощи бога-творца Птаха. Поэтому зодчий Имхотеп – спроектировавший первую Великую пирамиду – ступенчатую пирамиду Джосера, был обожествлен как сын бога Птаха.
И наконец, необходимо рассказать о наиболее выдающимся инженерно-технологическом достижении Древнего царства – строительстве пирамид. Историки считают, что по-видимому первой известной древнеегипетской пирамидой является каменная шестиступенчатая пирамида — гробница фараона Джосера в Саккаре, построенная его визирем, зодчим, жрецом, казначеем, врачевателем и мудрецом Имхотепом приблизительно в 2650 г до н.э.. До этого строили гробницы- мастабы из высушенного на солнце кирпича. Первоначально Имхотеп планировал создать также мастабу, но с самого начала она отличалась от предыдущих мастаб, так как в качестве строительного материала использовался природный камень — известняк, а не кирпич-сырец. Но постройка не устроила фараона, и он велел увеличить ее размеры как в ширину, так и в высоту. В результате мастаба превратилась в шестиступенчатую пирамиду. Смысл ступеней был символический — по ним покойный фараон должен был подняться на небо. Строительство проходило в шесть этапов, по количеству ступеней. Пирамида имела интересную конструкционную особенность, не встречающуюся в более поздних пирамидах, а именно в ней имеется широкая и глубокая вертикальная шахта, покрытая куполом, внизу которой был помещен составной гранитный саркофаг. Конечные размеры пирамиды составляли 125 × 115 метра в основании и 62 метров в высоту. Последующие фараоны III-ей династии – Сехемхет, Хаба и Хуни, продолжили возводить усыпальницы в форме ступенчатых пирамид, пока их не сменили фараоны IV-ой династии – Хуфу или Хеопс, Хафра, или Хефрена и Микерин или Менкаура, построившие без преувеличения Великие пирамиды в Гизе.
Фараон Хуфу (Хеопс) знаменит тем, что с его именем связано строительство самой большой пирамидой Древнего Египта. Эта пирамида первоначально была высотой 146.7 метра, а длина сторон квадратного основания составляла 232.4 метра. На ее сооружение пошло свыше 2.5 миллионов каменных блоков со средним весом от 2 до 3 тонн; этого материала было бы достаточно, чтобы построить город со стотысячным населением. Вес пирамиды достигал 6 миллионов тонн.
Пирамида Хафра (Хефрена) является второй по величине пирамидой после пирамиды Хуфу (Хнопса). Она расположена в двухстах метрах от пирамиды Хуфу, и лишь ненамного уступает своей соседке и по величине, и по возрасту. Когда ее построили она достигала 143.5 метра в высоту, а длина сторон квадратного основания первоначально равнялись 215.3 метра. Поблизости от пирамиды Хафра находится еще одно сохранившееся чудо света – гигантская статуя Большого Сфинкса, длиной 72 метра и высотой 20 метров. Эта статуя расположена лицом к Нилу, в направлении к восходящему Cолнцу. Предполагают, что Сфинкс должен был оберегать вечный покой погребенного фараона.
Пирамида Микерина (Менкаура) является наименьшей из трех Великих пирамид Гизы. Эта пирамида находится в юго-западном углу плато, на значительном расстоянии от пирамид Хуфу и Хафра. Первоначально ее высота составляла 65.55 метров, а длина сторон основания равнялась 108.4 метра. Объем этой пирамиды составлял лишь десятую часть объема пирамиды Хуфу. Нижняя часть сооружения на высоту 16 рядов была облицована красным асуанским гранитом, а выше белыми плитами из турского известняка. Вершина пирамиды была построена из красного гранита. Очевидцы отмечали, что, хотя две другие Великие пирамиды были больше, пирамида Микерина превосходила их по красоте и величине каменных блоков.
Существует множество гипотез относительно технологии строительства Великих пирамид. Эти гипотезы опираются на многолетние исследования ученых относительно местоположения карьеров, типа инструментов для каменных работ, методов транспортировки каменных блоков, состава скрепляющего раствора, технологии подготовки фундамента и некоторых этапах строительства. Но не вызывает сомнения, что те древние зодчие, которые проектировали пирамиды и руководили строительными работами были гениальными инженерами и опытными профессионалами высочайшего класса. Уже в те древние времена эти зодчие умели проектировать; проводили достаточно сложные расчёты; выполняли на папирусе чертежи фрагментов пирамиды и самой пирамиды в целом; умели планировать работы; знали в какое место должен быть помещен каждый многотонный блок; какой материл должен использоваться для скрепления блоков и облицовки; какие инструменты, техника и людские ресурсы потребуются; какие методы следует использовать на каждом этапе строительства; и т.д.
Карьеры
Археологи нашли известковый карьер на противоположном от Гизы берегу Нила. Кроме того, древние каменоломни были обнаружены в низовьях Нила, в Туре, и других местах.
Инструмент
Специалисты предполагают, что для изготовления каменных блоков из сравнительно мягкого известняка использовался как медные — кирки, пилы, сверла и др. так и каменные, например базальтовые, инструменты – зубила, молотки и др. Более твердые породы, например гранит, могли обрабатываться с помощью инструментов из долерита — разновидности твердого и прочного базальта. Для интенсификации процессов сверлении и распила часто применялся абразив – кварцевый песок.
Транспортировка
Основная часть пирамид была построена из блоков со средним весом в 2.5 тонны, что делало вполне возможной их транспортировку с использованием силы животных и рабов, а также простых технических средств – волокуш с полозьями, шпал, катков, рычагов, канатов и др. Готовые блоки могли перемещать на смазанных деревянных полозьях или на катках по дороге из бревенчатых шпал от карьера до берега Нила, затем их грузили на речные суда с требуемой грузоподъемностью и везли по реке к пристани вблизи Гизы, после чего блоки перетаскивали по дороге к месту строительства.
Древнеегипетский рисунок — транспортировка каменного блока быками
Строительство
Для того чтобы выдержать пирамиду весом в несколько миллионов тонн ее фундамент должен быть очень прочным, поэтому в качестве места строительства была выбрана скалистая площадка. Предполагают, что для выравнивания такой площадки она огораживалось валом квадратной формы и заливалась слоем воды, затем те возвышения, которые оказались выше уровня воды, срезались. Повторяя такую процедуру многократно, получали ровную площадку — фундамент пирамиды.
Следующим этапом было само строительство. Можно представить, как укладывали каменные блоки весом 2-3 тонны в нижние ярусы пирамиды, используя рычаги, канаты и другую простейшую технику. Проблемой остается, как такие блоки поднимали на высоту 100-150 метров? Имеются разные гипотезы – например, с помощью временных пандусов, но эта гипотеза не получила подтверждения. Более правдоподобное предположение заключается в том, что сперва строили ступенчатую пирамиду, где каждая ступень была широкая, а ее высота соответствовала высоте одного блока. Блоки с помощью рычагов и канатов поднимали по ступенькам на верхние ярусы и, тем самым в конце концов, практически закрывали ступеньки. Задача облегчалась тем, что верхние блоки были как правило меньше и легче, чем нижние. Стыки между блоками закрывались гипсовым раствором. Затем пирамида снаружи облицовывалась плитками.
Имеются и другие нерешенные загадки строительства Великих пирамид. Во-первых, вес некоторых блоков превышал 10 тонн. Самый тяжёлый каменный блок пирамиды Хуфу (Хеопса), расположенный над входом в «Камеру царя», был весом около 35 тонн. Кроме того, вершина пирамид заканчивалась пирамидоном — пирамидальным гранитным сооружением высотой до 10 метров и весом не менее 10 тонн. Еще можно понять, как перемещали тяжелые блоки и пирамидон к месту строительства, поскольку у Древних Египтян был опыт перемещения статуй весом около 60 тонн. Но как поднимали такие блоки и особенно пирамидон без использования домкратов и кранов остается неразгаданной тайной древней технологии.
Великие пирамиды строились десятки лет с использованием сотен тысяч рабов, тысяч надсмотрщиков и тысяч мастеров в разных областях, что в результате истощило экономику и людские ресурсы.
После достижения вершины культуры, науки и экономики Египта в эпоху Древнего царства наступил период спада, развала экономики, хаоса и междоусобиц, что привело в конце концов к распаду единого государства. Этот период завершился новым объединением под властью фараонов XI-XII династий – выходцев с юга.
Фараоны Среднего царства сначала тоже строили пирамиды, хотя и несопоставимо меньших размеров, чем Великие пирамиды. При этом практиковалось частичное разрушение старых пирамид и использование камней, блоков и плиток для постройки своей усыпальницы. Но после многочисленных случаев грабежа сокровищ из пирамид, новые усыпальницы стали высекать в скалах к западу от Фив, в уединённом пустынном ущелье, которое нам известно как Долина Царей. Создаются и другие сооружения – дворцы, храмы Амона в Карнаке, лабиринт в Эль-Лахуне а также дамбы и крепостные сооружения.
Среднее царство характеризовалось завершением улучшенной ирригационной системы, широким использованием папируса, появлением первых школ и расцветом литературы, что было следствием высокого уровня грамотности у элиты, возвышения класса писцов, а также доступности к письменным источникам. В программу обучения писцов в Среднем царстве входили произведения жанра «поучений» такие как Поучения Аменемхата, Аменемопе, Кагемни, Мерикара, Птаххотепа и другие на папирусах. Среди других важных произведений известны «Сказка о дворе царя Хеопса», «Рассказ о Неферкара и полководце Сисине», «Повесть о красноречивом поселянине», «Сказание Синухе», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение» и «Песни о Синухете» и др. Особым жанром, не имевшим прецедента прежде, был жанр пророчеств: «Речение Ипувера», «Пророчество Неферти» и др. В религиозных воззрениях возросла популярность культов Амона, владыки мертвых Осириса, его сестры Исиды и сына Гора.
Около 1800 г до н. э. усилились социальные противоречия, что привело к распаду Среднего царства на отдельные княжества — номы. Возникшим расколом воспользовались кочевники — гиксосы, которым удалось постепенно оккупировать значительную часть Египта. Вожди гиксосов принимают титул фараона. Однако, им не удается сохранить свое владычество — приблизительно через 300 лет гиксосы были разгромлены и изгнаны из Египта. В результате возникло так называемое Новое царство, основателем которого стал фараон Яхмос I.
Фараоны Нового царства превратили Египет в богатейшую и ведущую империю. Вместо меди и бронзы в Египте стало использоваться железо. В этот же период было изобретено устройство – шадуфа, предназначенное для транспортировки воды снизу-вверх. Была создана «Книга мертвых» — сборник гимнов и религиозных текстов, который помещали в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучную загробную жизнь.
Во время правления знаменитой царицы Хатшепсут (Мааткара-Хенеметамон) закончилось возрождение государства. Она инициировала строительство храмов в Дейр-эль-Бахри, Карнаке и других местах. При дворе царицы творили талантливые деятели. К ним относится, например, зодчий и верховный советник Хатшепсут Сененмут. При ней была отправлена знаменитая экспедиция в восточноафриканскую страну Пунт и проведено несколько военных походов. Ремники царицы в результате завоевательных походов создали империю, простиравшуюся от Северной Сирии до пятого порога Нила на юге. При фараоне Аменхотепе III поощрялись различные виды искусства, особенно создание скульптур. Дальнейшее развитие получила архитектура, например, постройка храма в Луксоре.
Значительно усилился культ Солнца который достиг такого распространения, что новый фараон — Аменхотеп IV, выдвинул на передний план такой аспектов солнечного божества как зримый диск Атона. Этот шаг сопровождался закрытием множества храмов других богов по всему Египту и разгоном их жрецов. В честь Атона фараон сменил свое имя на Эхнатон и построил новую столицу — Ахетатон, что привело к опустошению казны. Эхнатон установил жесткий надзор за соблюдением нового культа, от которого страдали как элита, так и простой народ, и поэтому он стал терять поддержку. В результате разразился глубокий кризис, который привел к краху великой империи. После смерти Эхнатона его сын Тутанхамон восстановил культ прежних богов.
Фараон Нового царства Рамсес II (1290-1212 годы до н. э.) получил известность благодаря завоеваниям с широким использованием колесниц, а также многочисленным строительным проектам — возведению дворцов и храмов, созданию скульптур. Поощрялось также литературное творчество, представленное например поэмой «Пентаура».
После смерти последнего представителя XX династии Нового царства Рамсеса XI в 1069 г до н.э., власть фараонов сменяется властью жрецов. Постоянно происходили набеги «народов моря» — филистимлян, которые Египет более или менее успешно отражал. Но затем эти набеги сменяются вторжением войск других государств Ливии, Нубии, Эфиопии и Ассирии, что привело к раздроблению и падению Нового царства.
В период с 664 до 332 до н. э. Египет ненадолго восстанавливается как единое государство под властью фараонов XXVI — XXX династий, пока цивилизация Древнего Египта окончательно не разрушается в результате завоеваний страны Персидской империей, а затем Александром Македонским. В результате наступает так называемый эллинский период, который завершается завоеванием эллинского Египта Римской империей в 30 году до н.э., но это уже другая история.
Новое царство – храмы, статуи.
Греческий период — относится не к древне египетской, а к древне греческой культуре и науке, которая будет обсуждаться отдельно.
Иллюстрация: ru.wikipedia.org