Автор: Дан Рабан
Аудитор: если правила не изменят, страна потеряет репатриантов и капитал.
Мятеж Пригожина закончился, едва успев начаться, режим Путина устоял, но Россия пережила сильнейшее потрясение, и вопросы о том, как это потрясение скажется на ходе военных действий в Украине и состоянии мировой экономики, приобретают особую актуальность. Будут ли последствия внутрироссийского кризиса, вызванного войной, ощущаться в Израиле? Смогут ли потенциальные репатрианты перевести сбережения в израильские банки? С этими вопросами корреспондент экономического подкаста Ynet обратился к аудитору Юлии Леви — генеральному директору компании Finally Financial Control.
«В последние дни мы стали свидетелями усиления финансового давления западных держав на Россию, — сказала Леви. — Можно предположить, что это давление лишь усилится, выйдет на новый этап относительно всех операций, связанных с выводом средств из РФ. Ограничение финансовой деятельности оказалось самым действенным инструментом из всех санкций, введенных в отношении России с начала войны».
«О политической эффективности санкций можно спорить, но одно несомненно — они создали огромные трудности как для частных лиц, так и для компаний, пытающихся вывести средства из России, — продолжила глава компании Finally. — Деньги не просто лежат без движения, они обесцениваются из-за постоянных перепадов валютных курсов. Они тают как снег, и владельцы средств испытывают сильнейший стресс».
Юлия Леви отметила, что попытка путча объективно ослабила российскую экономику, ослабленную войной и санкциями. «Полтора года назад Путин думал, что Европа полностью зависит от российских энергоносителей и закроет глаза на агрессию, — сказала она. — Оказалось, что европейцы способны находить творческие решения, избавляться от зависимости. Теперь — путч. Он закончился безрезультатно, но это не означает, что за ним не последуют новые попытки переворота».
«Таким образом режим Путина нестабилен. И это усиливает панические настроения, — подчеркнула Леви. — Если в самые первые дни войны царила атмосфера «Спасайся кто может», то теперь паника лишь усилилась. И нас ждет новая волна репатриантов, сильно отличающаяся от тех, что хлынули в Израиль на начальном этапе войны и после объявления в РФ мобилизации. Речь идет об очень состоятельных людях. Эти люди не хотят, чтобы их деньги пропали».
«В минувшие выходные наша компания получила множество звонков из России. Люди испытывали панику, хотели срочно перевести средства. Те, кто обратился к нам раньше, требовали ускорить оформление. Они понимают, что железный занавес может вот-вот захлопнуться, видят, что важна каждая секунда… Жаль только, что они не занялись выводом средств раньше», — пояснила глава компании Finally.
«Итак, по одну сторону барьера — частные лица, обладающие некоторыми средствами и пытающиеся спасти эти средства, — сказала далее Юлия Леви. — По другую — израильская банковская система, связанная ограничениями и правилами, которые невозможно игнорировать. Закон обязывает банки убедиться в легальном происхождении средств, проверить, не проходили ли средства через «грязные» финансовые институты. То есть ни о какой срочности не может быть и речи, банки не идут навстречу клиенту, они связаны и государственной регуляцией, и собственной политикой управления рисками. Начинается своего рода пинг-понг. Банки получают множество обращений от обладателей израильского гражданства, являющихся налоговыми резидентами РФ, — и фактически отказываются принимать у них деньги из-за проблем с законным происхождением средств. Некоторые банки проводят политику тотального отказа. Их руководство считает, что с любыми деньгами из России или Украины что-то нечисто. И перед носом клиентов хлопают дверью, чтобы самим не оказаться под санкциями».
— Вы считаете, есть потенциал для новой, «богатой» волны репатриации?
— На мой взгляд, этот потенциал просто огромен. Я лишь опасаюсь, что он натолкнется на глухую стену, если правительство и банки не разработают адекватную систему перевода средств. Речь идет об очень состоятельных людях, готовых серьезно инвестировать в Израиль, перенести сюда центр своей деловой активности, возродить бизнесы на новом месте. Если это случится, израильская экономика только выиграет.
«Вопрос в том, как открыть дорогу в Израиль деньгам и их владельцам, способным внести ощутимый вклад в развитие экономики. Думаю, нынешняя ситуация дает нашей стране исторический шанс выйти на новый этап сионизма, принять образованных, деловых, состоятельных репатриантов и остаться в выигрыше», — заявила Юлия Леви.
Иллюстрация: КСОРС Израиль
https://www.vesty.co.il/main/article/bjqj6bu003?utm_source=taboola&utm_medium=referral&utm_content=internalэкономика