Журнал издаётся при содействии Ассоциации русскоязычных журналистов Израиля ( IARJ )
имени Михаэля Гильбоа (Герцмана)

Наши награды:

Как умирают «стартапы» – обратная сторона израильского хайтека .

0

Бизнес-прост

Примеры удачных стартапов будоражат умы людей, ищущих применения своим знаниям и талантам. Создать нечто, что можно будет продать через несколько лет за десятки или даже сотни миллионов долларов, разбогатеть и жить припеваючи – в наши времена эта самая модная и желанная карьера.
Особенно сильно это стремление в Израиле – «нации стартапов». Однако если присмотреться к статистике, выяснится, что финансово успешные проекты подобны жемчугам в компосте – их единицы среди множества прогоревших фирм, пытавшихся завоевать рынок.

В последнее десятилетие в сферу хайтека устремились предприниматели и инвесторы, которые не слишком разбираются в особенностях этого бизнеса. Схему возникновения и развития информационных проектов они представляют себе чересчур упрощенно, а вероятность успеха оценивают излишне оптимистично.
В результате их шансы на удачный «экзит» изначально крайне низки, хотя сами они об этом не подозревают, тратя множество денег и времени на первичное развитие проекта.
Одни компании лопаются с треском и шумом, как, например, «Беттер-плейс» Шая Агасси – предприятие по продаже электромобилей, в которое были вложены миллиарды шекелей.
Другие, и их большинство, гаснут беззвучно, как маленькие звездочки на огромном небосводе, где их и при жизни можно было заметить разве что в телескоп.
Согласно данным компании IVC online, занимающейся исследованиями эффективности проектов в сфере хайтека, которые приводит издание «Земаркер», в 2014 в Израиле закрылось 650 «стартапов», в 2013 – 630. При этом в 2014 году было создано вдвое больше стартапов, чем закрылось – 1290.
При этом средний «возраст» закрытых фирм был в среднем 4 года. За это время они успевали провести один-два раунда сбора инвестиций, зачастую исчислявшихся десятками миллионов шекелей, попытаться довести свой продукт до конкурентоспособного вида и, не сумев этого сделать и удачно его продать либо распространять, благополучно загибались.
Учитывая, что с 2006 по 2017 год количество фирм в сфере высоких технологий в Израиле выросло с 3700 до 7500, таких «тихих отмираний» и впустую потраченных миллионов становится все больше.
Из закрывшихся фирм 40% находилось на стадии разработки продукта (второй этап существования «стартапа»), 20% — на стадии начала продаж (третий этап).
39% из закрывшихся в Израиле высокотехнологичных компаний работали в сфере Интернета, 26% — в сфере мобильной связи. Еще 12% занимались традиционным IT и программированием.
Если на стадии разработки еще можно продолжать верить в успех продукта и внушать эту веру другим, то при первом же соприкосновении с рынком и поиске клиентов у большинства стартапов надежды тают и испаряются, а вместе с ними – и возможность дальнейшей работы фирмы.
Здесь аналитики отмечают психологическую трудность, которая не позволяет владельцам стартапов и коллективам разработчиков мыслить рационально. Израильтяне, в особенности те, кто занимается высокотехнологичным бизнесом, приучены любой ценой добиваться удачи, стремиться к успеху, мыслить оптимистично и широко. Сам факт неудачи для них неприемлем и губителен.
Вовремя закрыть компанию – очень важное дело, которое большинству неудачливых предпринимателей не по силам. Сознание того, что ты вкалывал днями и ночами на протяжении нескольких лет, надеясь на успешное будущее, и тебя постигла неудача, психологически недопустимо для людей, и они до последнего момента ищут лазейку, которая поможет им преуспеть вопреки очевидности.
Согласно данным IVC, из 10 тысяч стартапов, созданных в Израиле с 1999 по 2004 годы, лишь 480 действуют до сих пор, приносят владельцам прибыль и оцениваются в сумму более 50 миллионов долларов. 46% созданных в тот период компаний закрылись, остальные работают до сих пор, но подавляющая их часть самостоятельной прибыли не приносит, если не считать новые инвестиции в эти фирмы.
Всего 14% из закрывшихся компаний были проданы, и лишь половина проданных была приобретена за сумму, превышающую предыдущие расходы по существованию компании.
Эта ситуация не уникальна для Израиля. Согласно исследованию, опубликованному в 2013 году в «Уолл-стрит джорнал», по общемировой статистике три из четырех стартапов, поддерживаемых венчурными фондами, не возвращают инвесторам вложенных денег. В 30-40% случаев фирмы прогорают полностью, в 95% инвесторы не получают прибыли, оправдывающей степень риска.
В мире хайтека, как в доме повешенного, не любят говорить о неудачных проектах. Их часто распродают по бросовым ценам, и это тоже называется «экзитом», хотя суммы, вырученные за неудавшийся товар, мизерны по сравнению с тем, что было вложено в компанию.
42% стартапов закрываются по очень простой причине – рынку не нужны их разработки и предлагаемый ими сервис. У 29% закрывающихся компаний причина еще прозаичней – у них заканчиваются деньги на разработку, а подготовить продукт к реализации они еще не успели. 23% распались из-за кадровых проблем, а 19% не выдержали конкуренции.
Поэтому прежде чем затевать очередной проект, предпринимателям следует крепко и трезво поразмыслить – не путают ли они собственные фантазии с реальностью и не стоит ли тщательно изучить рынок прежде чем пускаться в путь в полной, но абстрактной уверенности относительно полезности своих идей.

Иллюстрация: Хабрахабр

http://9tv.co.il/news/2017/03/19/240389.html

Поделиться.

Об авторе

Наука и Жизнь Израиля

Прокомментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.