Ави Маоз возвращает в повестку дня инициативу по изменению Закона о возвращении, которая прежде всего ударит по алие из бывшего СССР/
Правящая коалиция рассмотрит законопроект, значительно ограничивающий право на получение гражданства по Закону о возвращении. Об этом в пятницу, 4 июля, сообщило издание JTA, уточняя, что речь идет о лицах, не признаваемыми евреями по Галахе, но имеющими хотя бы одного еврейского дедушку или бабушку. Автор законопроекта Ави Маоз из входящей в коалицию партии Ноам утверждает, что с 1970 года в Израиль въехало полмиллиона таких репатриантов, что стало источником разногласий как внутри Израиля, так и в отношениях с диаспорой.
Согласно публикациям в JTA и ряде других израильских СМИ, обсуждение инициативы назначено на воскресенье, 6 июля, в межминистерской комиссии по законодательству. В том случае, если комиссия одобрит законопроект, это будет означать, что он поступит в парламент как правительственный («при поддержке правительства премьер-министра Биньямина Нетаниягу», как разъясняет JTA).
Ави Маоз, напомним, в мае 2025 года уже подавал законопроект о лишении внуков евреев права на репатриацию в Израиль. Тогда в пояснении к законопроекту было означено: «Настало время для внесения поправки в Закон о возвращении, который в нынешней редакции дает тысячам гоев возможность репатриации и наносит ущерб еврейскому характеру Государства Израиль.
Депутат Маоз пояснял, что «отмена права внуков евреев на репатриацию уменьшит число прибывающих в Израиль неевреев на 40%».
На сей раз в пояснительной записке говорится, что «Закон о возвращении в его нынешней форме позволяет даже внуку еврея получить статус репатрианта и гражданство, даже если он сам, а иногда даже его родители, больше не являются евреями. Эта ситуация означает, что закон используется многими, кто порвал все связи с еврейским народом и его традициями, фактически лишая закон его первоначального намерения, которое состояло в том, чтобы открыть врата страны для евреев диаспоры».
В мае межминистерская комиссия инициативу Маоза заблокировала, воспользовавшись правом вето, которым обладал Гидеон Саар, тогда еще входивший в коалицию как лидер фракции Ямин мамлахти. Однако с тех пор произошли изменения, Саар вернулся в Ликуд и утратил право вето. Таким образом коалиции, в том случае если она намерена вновь отклонить законопроект, придется находить иные поводы. К тому же, как утверждает Ави Маоз, поддержка «закона о внуках» ему обещана коалиционными соглашениями.
Впрочем, в Ликуде и в правительстве у Ави Маоза немало единомышленников. Один из них — Шломо Кари, который на майском заседании комиссии говорил, что «нынешние порядки позволяют ввозить пачками в Израиль полных гоев». При этом, по его словам, «ввозит их Либерман, а те получают корзину абсорбции и тут же уезжают».
В ответ Авигдор Либерман назвал заявление Кари «беспрецедентным по наглости и подлости», а также добавил, что подобные инициативы «ясно свидетельствуют об истинном отношении этой партии (Ликуд) к русскоязычным израильтянам и о том месте, которое она отводит им в жизни страны».
Вместе с тем Ави Маоз сразу же заявил, что вновь подаст законопроект через два месяца. Что и сделает при внешней поддержке ШАСа, Яадут ха-Тора и Религиозного сионизма, которые также записали в своих коалиционных соглашениях корректировку Закона о возвращении. При этом в канцелярии Биньямина Нетаниягу заявляют, что никаких изменений закона не предвидится.
Поясняя суть инициативы, JTA обращает внимание, что инициатива Маоза и тех, кто ее поддерживает, прежде всего направлена на алию из бывшего СССР, которая внесла огромный вклад в развитие Израиля и, как весь Израиль, несет на себе тяготы войны. Само же возвращение этого вопроса в актуальную повестку дня может свидетельствовать о приближении выборов.
►Кто имеет право на репатриацию и в чем смысл параграфа о внуках
Перечень людей, имеющих право на репатриацию в Израиль, то есть получение израильского гражданства и льгот нового репатрианта, определяется Законом о возвращении. Он гласит, что совершить репатриацию (алию) могут:
■ галахические евреи — люди, рожденные от матери-еврейки,
■ дети евреев (так называемые «евреи по отцу»),
■ внуки евреев (третье поколение).
Кроме того, закон распространяется на всех супругов вышеназванных лиц.
В статье 4-алеф Закона о возвращении также сказано, что исключение составляют те, кто был евреем и добровольно обратился в другую религию.
«При определении права на репатриацию не имеет значения, жив или нет, репатриировался в Израиль или нет еврей, в силу прав которого запрашивается право на репатриацию в соответствии с вышеуказанным подразделом», — гласит закон.
Закон о возвращении был принят единогласно на торжественном заседании кнессета 5 июля 1950 года, в годовщину смерти основателя политического сионизма и провозвестника еврейского государства Теодора Герцля.
Лишь дважды в истории Израиля в закон вносились поправки: в 1954 и 1970 годах. Более 50 лет с тех пор закон оставался неизменным, позволив въехать в Израиль почти миллиону евреев до третьего поколения.
Иллюстрация: ЮТУБ
https://www.vesty.co.il/main/article/hketl1brgl