Журнал издаётся при содействии Ассоциации русскоязычных журналистов Израиля ( IARJ )
имени Михаэля Гильбоа (Герцмана)

Наши награды:

Мусорный континент

0

МУСОРНЫЙ КОНТИНЕНТ — РЕАЛЬНЫЕ МАСШТАБЫ ПРОБЛЕМЫ
GARBAGE CONTINENT — THE REAL SCALE OF THE PROBLEM

Доктор биологических наук Александр Черницкий
Эйлат (Израиль) Eilat (Israel)
alexeilat@gmail.com

АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается реальная концентрация пластиковых частиц в океанах и популярные заблуждения об этом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Синтетические полимеры, пластик, концентрация в морской воде, популизм

Широко известно, что в океане есть целые континенты из мусора, например, Большое тихоокеанское мусорное пятно, оно же Восточный мусорный континент, скопление мусора антропогенного происхождения в северной части Тихого океана. Впечатлительный читатель тут же представляет акваторию, сплошь покрытую бутылками и пластиковыми пакетами, которые не дают морским обитателям высунуть нос из воды.
Многочисленные картинки в СМИ это подтверждают.

Между тем, когда сам первооткрыватель этого мусорного пятна перешел от качественной оценки к количественной, то выяснил, что на квадратный метр поверхности моря приходилось 3,34 куска пластика средним весом 5,1 миллиграмм. В пробах, взятых на большей глубине, уровень пластиковых отходов оказался значительно ниже. (1). И это в самой загрязненной части океана.

Так что фотографии сплошного слоя мусора на поверхности воды это фейки, не имеющие отношения к океану. Сняты они в прибрежных акваториях стран третьего мира, где весь мусор сбрасывают в море без обработки. Но потом пластик постепенно рассеивается и разрушается солнечными лучами, ветром и волнами.


Поэтому из космоса мусорных континентов и островов не видно. А если вам попадется на глаза изображение, автор которого NASA (2), то точки на нем это не пластиковые бутылки, а условные обозначения нарисованные на карте. Визуализация называется. А проще говоря, модель. Но никак не реальная картина мусора на поверхности.

Совестливые популяризаторы пластиковых страшилок сами пишут, что нет посреди Тихого океана сплошного слоя мусора:
«Конечно, это не плавающие цельные пластиковые пакеты, как это часто представляют (количество таких больших объектов составляет не больше тысячи на 1 км2). В основном – это маленькие кусочки, размером с кубик жевательной резинки, или меньше. Таких «кубиков» уже гораздо больше. В самых загрязненных зонах – по три на кубический метр, или по 77 000 штук на 1 км2 площади поверхности».
Но от легкого жонглирования цифрами даже они не могут удержаться, в расчете на то, что давно закончивший школу читатель плохо представляет себе, что такое кубометр или квадратный километр.

В более соизмеримых с нашим бытовым опытом масштабах: три кусочка, объемом в кубик жвачки в кубометре (1000 л) это 1 штука в 333 литрах воды. В самом грязном месте океана.
77 000 штук на 1 км2 площади поверхности. Ужас? 1 квадратный километр — это квадрат со стороной в 1 000 м. В нем 1 000 000 (миллион) квадратных метров. Делим 77 тысяч на 1 миллион . Получаем 0,077. 77 кусочков на 1000 квадратных метров поверхности моря, то есть 1 кусок на 13 квадратных метров. Опять же, в самом грязном месте. У меня в комнате на полу больше мусора, спасибо кошке Клепе.

Ну что, уже не так страшно? И это по данным самих борцов с пластиковым загрязнением. Где они их взяли — не пишут.

А вот данные от специалистов (3), которые для грамотной постановки эксперимента с микропластиком, для того, чтобы концентрация микропластика в нем была сопоставима с той, что встречается в природе, проанализировали литературные источники и представили результаты в Table S2. Approximate mass of plastic identified in environmental samples from across the globe. (приложение к статье — Дополнительные материалы https://pubs.acs.org/doi/abs/10.1021/acs.est.5b05905)

В первом столбце показаны места сбора материала, во втором — те результаты, которые приведены в оригинальных статьях. В третьем столбце Cole с соавторами пересчитали все в миллиграммы пластика на кубометр воды. Кому интересны методы пересчета — смотрите по ссылке в приложение, там все рассказано.
Но миллиграммы с кубометрами плохо соизмеримы, первое вес, второе объем. Поэтому я пересчитал объем воды в ее вес. Плотность воды я, чтобы не усложнять, принял за 1, хотя для морской воды этот показатель составляет 1020 — 1030 кг/м3 и зависит от температуры и солености. Примем, что 1 кубометр воды весит 1 миллиард миллиграммов (109), и увидим, что даже в самом грязном месте, в корейском заливе, значащие цифры пластикового загрязнения появляются в 6 знаке после запятой.

Так что до сплошного слоя пластика на поверхности океана еще очень далеко.

БИБЛИОГРАФИЯ

(1) Moore C.J., Moore S.L., Leecaster M.K., Weisberg S.B. 2001
A comparison of plastic and plankton in the north Pacific central gyre.
Mar Pollut Bull. 42(12):1297-300. doi: 10.1016/s0025-326x(01)00114-x.

(2) Garbage Patch Visualization Experiment. 2015. NASA’s Scientific Visualization Studio. https://svs.gsfc.nasa.gov/4375#section_credits

(3) Cole М., Lindeque P. K., Fileman E., Clark J., Lewis С., Halsband C., Galloway T. S. 2016
Microplastics Alter the Properties and Sinking Rates of Zooplankton Faecal Pellets
Environmental Science & Technology, V. 50 (6), P. 3239-3246/ DOI: 10.1021/acs.est.5b05905

Источники, использованные в таблице

1. Moore, C. J.; Moore, S. L.; Leecaster, M. K.; Weisberg, S. B., A Comparison of Plastic and Plankton in the North Pacific Central Gyre. Mar. Pollut. Bul. 2001, 42, (12), 1297-1300.
2. Moore, C. J.; Moore, S. L.; Weisberg, S. B.; Lattin, G. L.; Zellers, A. F., A comparison of neustonic plastic and zooplankton abundance in southern California’s coastal waters. Mar. Pollut. Bul. 2002, 44, (10), 1035-1038.
3. Lattin, G. L.; Moore, C. J.; Zellers, A. F.; Moore, S. L.; Weisberg, S. B., A comparison of neustonic plastic and zooplankton at different depths near the southern California shore. Mar. Pollut. Bul. 2004, 49, (4), 291-294.
4. Doyle, M. J.; Watson, W.; Bowlin, N. M.; Sheavly, S. B., Plastic particles in coastal pelagic ecosystems of the Northeast Pacific ocean. Mar. Environ. Res. 2011, 71, (1), 41-52.
5. Collignon, A.; Hecq, J.-H.; Galgani, F.; Voisin, P.; Collard, F.; Goffart, A., Neustonic microplastic and zooplankton in the North Western Mediterranean Sea. Mar. Poll. Bul. 2012, 64, (4), 861-864.
6. Goldstein, M. C.; Goodwin, D. S., Gooseneck barnacles (Lepas spp.) ingest microplastic debris in the North Pacific Subtropical Gyre. PeerJ 2013, 1, e184.
7. Reisser, J.; Slat, B.; Noble, K.; du Plessis, K.; Epp, M.; Proietti, M.; de Sonneville, J.; Becker, T.; Pattiaratchi, C., The vertical distribution of buoyant plastics at sea: an observational study in the North Atlantic Gyre. Biogeosciences 2015, 12, (4), 1249-1256.
8. Kang, J.-H.; Kwon, O. Y.; Lee, K.-W.; Song, Y. K.; Shim, W. J., Marine neustonic microplastics around the southeastern coast of Korea. Mar. Polut. Bul. 2015, 96, (1–2), 304-312.

Иллюстрация: Naked Science

Поделиться.

Об авторе

Alexander Zabuty

Ph.D, of Animal science, professor

Прокомментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.