Эти имена – Хозя Кокос и Пётр Шафиров – известны лишь специалистам.
Фото: Кокос из Феодосии // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр
jewish.ru
Московский великий князь Иван III, создавший на рубеже XV и XVI веков единое Русское национальное государство, был человеком, что называется, без комплексов. Он без устали приглашал на Русь «латинян» — итальянских мастеров — чтобы те строили, украшали Москву и даже служили ему дипломатами. Не меньшую терпимость основатель единой России проявлял и в отношении иудеев, если они, конечно, жили за пределами страны.
Один из таких евреев – богатый кафинский купец Хозя Кокос – стал фактическим резидентом России в Крыму. С 1472 по 1486 год он помогал Ивану III в дипломатических сношениях с крымским ханом Менгли-Гиреем, сыграл в их установлении и закреплении, можно сказать, решающую роль. Сам этот союз продолжался более тридцати лет – с 1474 по 1505 год (год смерти Ивана III).
Роль этого союза – обеспечение безопасности Москвы в борьбе сначала с Золотой Ордой и Литвой, потом уже с одной Литвой. Она позволила Ивану III освободиться от остатков ига и начать воссоединение русских земель на западе.
Значение союзного Крыма для молодой России невозможно переоценить. Чтобы понять, что могло быть, если бы не этот союз, надо представить себе: а что было бы, если бы Крым, вместо того, чтобы нападать на Орду и Литву, объединился с ними против Москвы? Представление об этом может дать поход крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году, закончившийся полным сожжением Москвы. Россия бы просто не возникла.
Иван III щедро оплачивал посреднические и осведомительские услуги Хози Кокоса. При этом властитель великой державы слал в письмах «поклоны» еврейскому купцу и вообще вёл себя с ним чуть ли как не с равным иноземным правителем! То есть, адекватно оценивал роль своего резидента. В отличие от позднейших историков.
Пётр Шафиров
Этот ещё один «птенец гнезда Петрова» был сыном еврейских выходцев из Литвы, принявших православие. Отец Шафирова, благодаря знанию языков, устроился в московский Посольский приказ, позже устроил туда сына. Пётр Шафиров тоже сделал карьеру благодаря знанию языков. Позже он стал одним из первых дипломатов при Петре I.
Самую важную дипломатическую услугу Шафиров оказал России в 1711 году, во время неудачного для России Прутского похода. Русская армия оказалась в ловушке и, казалось, уже ничто не спасёт её от позорного плена.
Дело спас Шафиров. Он подкупил турецкого главнокомандующего и согласился заплатить от имени России ещё больше, если русская армия вместе с царём будет свободно отпущена домой. Россия уступала Турции один лишь Азов.
Шведский король Карл XII, находившийся тогда при турецкой армии, хотел было от России гораздо больших уступок, но Балтаджи Мехмед-паша, турецкий главком, просто вычеркнул его из соглашения.
Шафиров отправился заложником в Константинополь, где два года занимал деньги у знакомых местных евреев. Еврейская община турецкой столицы дала их под векселя от имени Российского государства. Заплатив условленные деньги туркам, Шафиров с торжеством вернулся в Россию.
Прутский поход 1711 года закончился неудачей, но армия была спасена
Прутский поход 1711 года закончился неудачей, но армия была спасена
А что было бы, если бы не Шафиров? Представьте, Россия теряет 30-тысячную армию в плену, да вдобавок ещё царя Петра I. Шведы возвращают себе Петербург, турки захватывают Украину… Российской империи в истории просто не было бы. И Петра как Великого царя.
Иллюстрация: Шафиров Пётр Павлович | jewmil.com
jewmil.com
https://otari.mirtesen.ru/blog/43003514876/Kem-byili-dva-evreya-bez-kotoryih-Rossiya-vryad-li-stala-byi-vel