Журнал издаётся при содействии Ассоциации русскоязычных журналистов Израиля ( IARJ )
имени Михаэля Гильбоа (Герцмана)

Наши награды:

Ко Дню Катастрофы и героизма европейского еврейства. Cегодня, 6 мая 2024 г Израиль отмечает День памяти жертв Холокоста и героев сопротивления Не забывать Катастрофу, но как именно помнить?

0

Автор: Ася Энтова

Не забывать Катастрофу, но как именно помнить? 

Да, помнить Катастрофу важно и необходимо! Нужно устраивать государственные мероприятия и траурные сирены, помогать выжившим и не прощать убийц, продолжать исследования в Яд ва-Шем и заботиться о местах массового захоронения.

Вопрос: как помнить о Катастрофе остальные 364 дня в году? Увы, зачастую события Катастрофы используют для подкрепления именно негативной национальной идентификации.
Негативная, в отличие от позитивной, это идентификация типа «Я — А, потому что я — не Б, не В, и не Г, и не могу стать Б и В, а Г. меня просто ненавидят».

Для иллюстрации использую роман Фазиля Искандера «Сандро из Чегема», где чегемцы задают еврею вопрос:

«Еврей, который рождается среди чужеродцев, сам от рождения знает, что он еврей, или он узнает об этом от окружающих наций?»

Так вот — негативная идентификация — «от окружающих», а положительная — «сам», то есть, я — еврей, потому что Авраам, Моисей, Храм, нобелевские лауреаты…., потому что сам так хочу, потому что живу в Стране или исповедую иудаизм или т.д. и т.п.

Негативная самоидентификация — самый нижний уровень любой идентификации, и поэтому есть большой соблазн не рассуждать долго, а сразу отвечать на сложные вопросы типа: Кто еврей? — Кого Гитлер бы уничтожил!
или
Для чего евреям государство? — Чтоб Катастрофа не повторилась!

И это забивает любую полемику вокруг действительно важных и насущных национальных вопросов.

Потому что сегодня, на наше счастье, нижний слой наших потребностей как народа удовлетворен, то есть проблемы выживания, питания и размножения решаются успешно (Заметьте пишу не «решены», а «решаются», потому что и любой человек должен каждый день заново решать проблему голода — поесть, и безопасности — особенно когда попадает на наши шоссе).

Теперь мы перешли к потребностям высшего уровня, не актуальным для лагерного доходяги: достоинство и признание, творчество и гармония, цель и высшие смыслы. И когда они касаются народа и государства, а не отдельного человека, то их необходимо публично и всенародно обсуждать. И тут напоминание о Катастрофе, самой по себе, а не соединенной с другими катастрофами нашей истории (разрушение Храма, различные изгнания и др.), служит хорошей затычкой на радость тех, кто хотел бы избежать публичного обсуждения таких важных вопросов и подсунуть свой готовый, но неприемлемый для большинства ответ.

Иллюстрация: Википедия. Яд-Вашем. Зал имён  погибших.

https://gazeta.rjews.net/2018/asya167.php

Поделиться.

Об авторе

Ася Энтова

Преподаватель, публицист, фотохудожник, общественный деятель

Прокомментировать

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.