Фото: historyru.com
Это очень интересная история. Она про «шпионские игры». Но сразу предупреждаю, что погонь, перестрелок и всякого такого, что показывают в остросюжетных фильмах, не будет. В жизни зачастую всё происходит намного проще, но не менее интересно от того.
Речь пойдет о докладе Хрущева, который был подготовлен к 20 съезду КПСС. Содержание документа пытались сохранить в тайне, но рядовой сотрудник израильской контрразведки ШАБАК довольно легко и просто получил документ, ознакомился с ним. А чуть позже текст доклада опубликовали в «Нью-Йорк Таймс». Не сомневаюсь, что много голов тогда полетело.
Вспомним события 1956 года.
Как секретный доклад Никиты Хрущева стал достоянием мировой общественности
Секретный доклад
1956 год, холодная война набирает обороты, а Никита Сергеевич Хрущев готовиться рассказать соратникам по партии о том, куда же советская страна будет двигаться дальше. Коммунисты готовятся к 20-му съезду. Всё происходит в обстановке секретности.
Было даже принято решение о том, что на съезд не допустят иностранцев, не будет людей с гостевыми мандатами. Всё серьезно.
Естественно, что это всё привлекло внимание иностранных спецслужб, которые очень хотели узнать, что же такое скажет Хрущев на съезде.
Интересовалась докладом контрразведка Израиля. В те годы молодое еврейское государство хотело знать о каждом шаге, о каждой мысли руководства Советского Союза. Для этого и было создано ведомство ШАБАК. Конечно, не только для этого. Скажем так, шпионить за СССР – это была одна из главных задач.
Но как можно было достать текст доклада?
В Союзе допустили одну оплошность. Не подумали. Документ разослали в государства соцлагеря. В том числе папка с надписью «Совершенно секретно» оказалась в Польше.
Сердечные дела Виктора Граевского
Жил и работал такой мужчина в Польше. У него при рождении была фамилия Шпильман. Граевский работал в польском агентстве печати. При этом он еще и был агентом ШАБАК.
У Виктора была девушка Люция Барановская. Она работала в ЦК компартии Польши.
Однажды вечером Виктор зашел на работу к Люции и увидел на столе у той любопытную папку с грифом, о котором я писала, и с заголовком «Доклад…».
Граевский сразу понял, что это за документ. Он уговорил Барановскую одолжить ему папку. Интересно, что девушка согласилась. Любовь – она такая – затуманивает мозг.
С другой стороны, Люция не могла предположить, что Виктор работает на ШАБАК.
А Граевский помчался в посольство Израиля в Польше, где встретился с человеком по имени Бармер. Тот сделал фотокопию документов и передал их в Вене руководителю ШАБАК Амосу Манору. Тот, заполучив секретные бумаги, не знал, что же с ними делать.
Наверняка Манор не один принимал решение. Все же дело было государственной важности. Напишу так: Израиль решил, что документы нужно передать США.
Поступок легко объясняется. Израильтяне хотели укрепить сотрудничество с Америкой, а Штатам очень хотелось заполучить доклад Хрущева.
Аллен Даллес – тот самый – с удовольствием принял документы и пообещал, как того просили в ШАБАК, обмениваться информацией с Израилем в дальнейшем. Это была небольшая плата за ценные документы.
Доклад лег на стол Дуайту Эйзенхауэру, который, ознакомившись с «материалами дела», распорядился обнародовать доклад Хрущева.
Не знаю, насколько американцы выиграли, узнав, что собирался сказать Хрущев, находясь в «закрытом клубе». Но сам факт того, что противник смог раздобыть секретные документы… Это было поражение СССР.
Иллюстрация: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80
https://weekend.rambler.ru/other/40938740-kak-taynyy-doklad-hruscheva-na-hh-sezde-partii-izmenil-mir/
Прислал проф. Д.Лемперт